Страница: 1/2
Лизинг нужен не столько крупным компаниям, сколько мелким и средним производителям. Корреспонденты BG в разных регионах России изучили опыт некрупного бизнеса по приобретению оборудования по лизинговым схемам и пришли к выводу, что предприниматели редко недооценивают свои возможности заемщика. В свою очередь лизинговые компании, все больше интересуются малым бизнесом.
Лизинг нужен не столько крупным компаниям,
сколько мелким и средним производителям.
Корреспонденты BG в разных регионах России
изучили опыт некрупного бизнеса по
приобретению оборудования по лизинговым
схемам и пришли к выводу, что
предприниматели редко недооценивают свои
возможности заемщика. В свою очередь
лизинговые компании, все больше
интересуются малым бизнесом.
Лизинг для лесорубов
Иркутская компания "Минлеском" с
момента создания сразу ориентировалась на
переработку древесины. У предприятия был
лесопильный цех и сушильные камеры. В конце
90-х годов предприятие, воспользовавшись
лизингом, закупило подержанную шведскую
лесопильную линию. "Покупали то, за что
могли рассчитаться на тот момент",--
рассказывает финансовый директор компании
"Минлеском" Вячеслав Васин.
В феврале прошлого года правительство РФ
приняло постановления о поэтапном введении
новых таможенных пошлин на экспорт
круглого бревна. В 2007 году ставка
таможенной пошлины поднялась до 20% от
стоимости груза, в нынешнем она составит
уже 25%, а с 1 января 2009 года дойдет до 80%.
Экспортеров леса поставили перед выбором:
сворачивать или продавать бизнес, либо в
авральном порядке искать средства на
строительство перерабатывающих комплексов
и формировать внутренний рынок сбыта для
своей продукции.
Необходимость перехода к глубокой
переработке заставила компанию снова
обратиться к лизинговым схемам для
модернизации производства.
"Сначала мы изучили рынок, выбирали
оборудование исходя из критериев
надежности, качества и долговечности, потом,
уже договорившись о поставках, искали
источник финансирования",-- пояснил
господин Васин.
Сейчас у компании три контракта с
компанией "ДельтаЛизинг" на общую
сумму 47 млн руб. По лизингу компания
закупила японские погрузчики Toyota, финские
компрессоры Atlas Copco и строгальное
оборудование фирмы Wienig. Оборудование было
закуплено у официальных дистрибьюторов
этих компаний. В стоимость входила поставка,
монтаж, отладка и обучение персонала. Кроме
того, компании дистрибуторы взяли на себя
гарантию по ремонту оборудования в течение
года. Доставки техники пришлось ждать
несколько месяцев.
Срок выплат за оборудование по двум
проектам составляет 3 года, последний
проект более долгосрочный и рассчитан на 7
лет. По словам господина Васина, к моменту
полного расчета за приобретенное
оборудование придется выплатить 72 млн руб.
"Когда полностью рассчитаемся за
оборудование, тогда оно себя окупит, пока с
учетом лизинговых платежей мы вполне
вписываемся в рентабельность",-- пояснил
Вячеслав Васин.
По словам господина Васина, его компания,
выбирая источник финансирования,
столкнулась с тем, что многие лизингодатели
отказывались работать с ними, ссылаясь на
низкие финансовые показатели. В итоге,
договориться получилось только с компанией
"ДельтаЛизинг".
"Сейчас успешных опытов в лесной
промышленности, связанных с лизингом,
немного",-- говорит президент ассоциации
"Дальэкспортлес", директор ЗАО "Смена-Трейдинг"
Александр Сидоренко. "Сами лизинговые
компании неохотно участвуют в проектах
малого и среднего бизнеса, связанных с
переработкой. В этой отрасли достаточно
высокие риски и практически отсутствует
прозрачность бизнеса",-- считает
генеральный директор ЗАО "Эксполес"
Юрий Нагорный.
Несмотря на то, что оборудование уже
получено и работает, а "Минлеском"
исправно выплачивает свою задолженность
перед "ДельтаЛизингом", Вячеслав Васин
не в полной мере удовлетворен
сотрудничеством. "Схемы лизинга
достаточно сложные, есть много подводных
камней. Когда мы получили положительное
решение, мы обрадовались, но договор о
лизинге защищает только сторону
лизингодателя",-- пояснил господин Васин.
По его словам, это выражается в жестких
санкциях за любую просрочку платежа и
нарушение договора. "У "ДельтаЛизинга"
есть правило исчислять объемы сделок в
долларах США, это нас не устраивает, мы
живем в рублевой зоне, сейчас рубль более
стабильная валюта, чем доллар. Так почему мы
должны считать в долларах и привязывать
платежи к доллару? Мы считаем, что "ДельтаЛизингу"
нужно изменить подход и убрать доллары из
расчетов",-- пояснил Вячеслав Васин.
Между тем отказываться от лизинговых схем
компания "Минлеском" не планирует. "Для
модернизации оборудования лизинг на
сегодня единственный возможный инструмент.
Конечно, мы бы хотели, чтобы лизингодатели
подходили к нам более гибко, но если
сравнивать, например, с банками, то там мы
вообще не имеем возможности кредитоваться
в таком объеме",-- рассказывает господин
Васин. По его словам, банки практически не
кредитуют малый бизнес. "Те программы
кредитования, которые есть, слишком
краткосрочные, кроме того, кредиты даются
под оборотные средства, а не на перспективу",--
пояснил он.
Автобусный парк после закусочной
Владелец красноярского автобусного парка
Элхан Курбанов начинал свой бизнес с
обыкновенной закусочной. В 1997 году после
окончания Красноярского государственного
университета он открыл небольшой павильон,
в котором торговал пирожками, бутербродами
и котлетами. "Всем этим я недолго
занимался, потому что меня тянуло к
механике. Мой отец был директором гаража, и
я любил покопаться в запчастях. В 1998 году я
продал закусочную и купил себе автобус КАВЗ,--
рассказывает господин Курбанов.-- Благодаря
этому автобусу я смог через некоторое время
купить себе ПАЗы, восемь машин". По его
словам, на КАВЗе он самостоятельно возил
пассажиров по городу, благодаря чему
удалось заработать на первоначальный взнос
и оформить кредит в банке на покупку новых
ПАЗов.
Автобусный парк из 9 машин приносил Элхану
неплохие доходы, и предприниматель решил
расширить свой бизнес. К тому же,
администрация Красноярска начала
проводить политику оптимизации маршрутных
сетей и повышения качества перевозок.
Бизнесменов, которые занимались городскими
перевозками, обязали поменять
малогабаритные автобусы на автобусы
большой вместимости. В 2001-2003 годах износ
автотранспорта на городских маршрутах
достиг своего апогея -- 80%. ПАЗы, которые
эксплуатировали как государственные
автопредприятия, так и частные, нередко
давали сбои, нередки были и аварии. Власти
поставили задачу -- обновить автобусные
парки региона. "Я обратился в лизинговую
компанию "Дельта", тем более к этому
времени у меня сложилась положительная
кредитная история в местных банках, и мне
разрешили взять новые автобусы,--
рассказывает Элхан Курбанов.-- Меня
устроили условия лизинга: взнос 20% от
стоимости машин, автобусы можно было взять
на 4 года. Купил НЕФАЗы, каждый автобус стоил
около 2 млн руб. Эти автобусы посоветовали в
лизинговой компании, поскольку у нее был
заключен договор с ОАО "Лизинговая
компания КамАЗ" о совместной реализации
программы "Лизинг от производителя"
при продаже автотехники. Таким образом,
технику я приобрел напрямую от
производителя. Ежеквартальный платеж по
договору лизинга составляет 1,3 млн руб.".
Он приобрел в лизинг 14 автобусов, в
перспективе намерен их выкупить. Сегодня
владеет автопарком из 23 машин.