Страница: 1/2
В этом году ваучеру исполняется 15 лет. Новое поколение россиян даже не знает, что это такое, между тем приватизационные чеки, вложенные 15 лет назад, до сих пор приносят дивиденды. Правда, за редким исключением, они исчисляются даже не в десятках рублей, а просто в рублях или вовсе в копейках.
Прямой путь в собственники
Осенью этого года Россия отметит 15-летие
ваучерной приватизации. Согласно указу
президента Бориса Ельцина, с 1 октября 1992
года каждый гражданин России, независимо от
возраста, дохода и срока постоянного
проживания в стране, мог получить
приватизационный чек номинальной
стоимостью 10 тыс. руб. Для большинства
россиян это была первая ценная бумага,
которую они держали в руках, не считая
облигаций госзайма. Поэтому далеко не все
понимали, как ваучером распорядиться.
Самым простым способом получения дохода
от ваучера стала его продажа перекупщикам.
Предприимчивые люди с табличками "куплю
ваучер" встречались повсеместно, и
соблазн получить деньги "здесь и сейчас"
был велик. Многие, не долго думая, так и
поступили, и, как показало время, это был не
худший вариант. Вырученных от продажи
ваучера денег хватало как минимум на
бутылку водки.
Перекупщики в свою очередь на чековых
аукционах меняли ваучеры на акции
приватизируемых предприятий либо
торговали ими на фондовых биржах. Первые
открытые торги ваучерами на Российской
товарно-сырьевой бирже (РТСБ) состоялись 1
октября 1992 года. Участвовать в них могли все
желающие. Приватизационный чек стал самой
распространенной спекулятивной бумагой на
бирже, в 1993 году объем сделок с ваучером на
РТСБ составил 3/4 общего оборота. Однако, по
словам руководителя информационно-аналитического
управления УК "Уралсиб" Александра
Головцова, "случаи, когда человек
приходил на биржу для продажи одного
приватизационного чека, были единичными, и
прибыль от этого была невелика".
В период раздачи ваучеров с октября 1992
года по июль 1994 года их биржевая стоимость
не превышала $25. При среднемесячной
начисленной в 1992 году зарплате, равной $22,
средняя стоимость чека на РТСБ составляла
примерно $15. В 1993 году средний биржевой курс
ваучера равнялся $10,5 при средней зарплате в
$63. В 1994 году средняя цена приватизационного
чека была $17,5 -- примерно седьмая часть
среднемесячного заработка россиян.
Владелец ваучера мог стать акционером
предприятия, на котором работал.
Госслужащие имели право приобретения акций
своего предприятия на льготных условиях,
льготу могли получить также бывшие
работники, уже вышедшие на пенсию. При этом
скидка с цены акции составляла 30%.
С 1993 года стали проводиться чековые
аукционы, на которых за ваучеры продавались
акции приватизируемых предприятий. В
аукционах могли участвовать как
юридические, так и физлица. Количество
акций, приходящееся на один чек,
определялось количеством участников
аукциона и предъявленных ими ваучеров. Так,
на один чек можно было купить семь акций
Торгового дома ГУМ, рыночная стоимость
которых сегодня составляет менее $3 за акцию.
Или пять акций "Норникеля" (сейчас
почти $200 за штуку), а также до 6 тыс. акций "Газпрома"
(сейчас около $10) -- именно такое соотношение
было зафиксировано, например, на чековом
аукционе в Перми. В Москве, правда, за один
ваучер можно было получить только 50 акций
газового монополиста.
Судьба ЧИФов
Гораздо меньше повезло тем, кто доверил
свои ваучеры чековым инвестиционным фондам
(ЧИФ). Как правило, на один вложенный чек
акционеры ЧИФа получали 10 акций номиналом
1000 руб. ЧИФы создавались, согласно указу
президента, как специализированные
инвестфонды. По данным Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), к 1996
году акционерами таких фондов стали около 25
млн человек. Крупнейшими фондами были "Альфа-капитал",
"Благовест", "Восток", "ЛУКОЙЛ-фонд",
"МММ-инвест", "Московская
недвижимость", "Народная солидарность",
"Народный чековый инвестиционный фонд",
"Первый ваучерный фонд" и "Промышленный".
Больших дивидендов, за редким исключением,
они не обещали, зато обещали большую
надежность вложений.
По итогам 1994 года из 50 крупнейших ЧИФов
дивиденды выплатили лишь 20. Выкупа своих
акций они не производили, так как это было
запрещено законом. ЧИФы не могли быть
преобразованы или ликвидированы по решению
общего собрания акционеров в течение трех
лет с момента регистрации. В итоге
акционеры попали в ситуацию, когда, имея
ценные бумаги, они не могли ни получить по
ним дивиденды, ни продать их эмитенту, ни
продать их на бирже, ввиду отсутствия
спроса.
В докладе ФКЦБ "Проблемы развития
коллективных инвесторов в России" в 1996
году отмечалась низкая эффективность ЧИФов.
В нем говорилось о необходимости
обновления законодательной базы,
регулирующей работу таких фондов.
Упоминалась и проблема двойного
налогообложения. ЧИФы, являясь
акционерными обществами, платили налог на
прибыль, а затем облагались налогом и
дивиденды акционеров. В результате вышел
президентский указ, по которому все ЧИФы
должны были преобразоваться до 1 января 1999
года по одному из трех сценариев. Согласно
первому, ЧИФ мог стать обычным АО, второй
предполагал превращение инвестиционного
фонда в акционерный, по третьему чековый
фонд становился паевым.
В итоге, по данным общественно-государственного
фонда по защите прав вкладчиков и
акционеров, из 732 ЧИФов 328 попросту
предпочли исчезнуть, 119 фондов были
принудительно ликвидированы, а 86 были
ликвидированы по решению общего собрания
акционеров. То есть осталось 199.