Страница: 1/2
В одном из ведущих сегментов российского рынка кредитования, говоря словами Остапа Бендера, назревает серьезный "кризис жанра", чреватый для многих его участников потерей работы.
Великий комбинатор в этой
ситуации, как известно,
предпочел пойти в управдомы. А
вот кем станут отечественные
автокредиторы, если их вытеснят
с рынка банки иностранных
автокомпаний, пока неизвестно.
Хотя один из крупных
московских автокредитных
брокеров уже успел приготовить
для себя запасной "аэродром".
Отвечая на вопрос, что делать в
случае прихода западных
автобанков в Россию, он заявил о
своей готовности
перепрофилироваться с
автокредитов на ипотеку. На
серьезный риск, связанный с
экспансией на российский рынок
финансовых "дочек"
иностранных автогигантов,
указал в отчете за I квартал 2007
года и один из лидеров
автокредитования банк "Русский
Стандарт".
Борьба между российскими
автокредиторами и закордонными
автобанками сродни поединку
малорослого отечественного
Давида с заморским гигантом
Голиафом.
Правда, в отличие от библейской
истории, счастливо
закончившейся для хитроумного
Давида, у нас борьба будет идти
без особой надежды на успех. Так,
самые крупные из российских
банков, входящих в "топ-7"
по автокредитованию, по своим
активам уступают General Motors Acceptance
Corp. (GMAC) в 24, a Ford Motor Credit - в 14 и
более раз. Правда, с RCI Banque (банк
объединившихся в 1998 году
автомобильных компаний Renault и
Nissan) разница не столь велика.
Хотя и его активы почти в три
раза превышают активы ведущих
российских автокредиторов.
А вот самый маленький из "топ-7"
по автокредитованию - "Русфинанс"
-отстает по активам от
французского автобанка более
чем в 30 раз, от американских "дочек"
автокомпаний - в 150-250 раз.
Впрочем, для этого самарского
банка, на юо% принадлежащего
французской финансовой группе
Societe Gene-rale, главная проблема
заключается вовсе не в
отсутствии ресурсов, а в том,
что, в отличие от финансовых "дочек"
автомобильных компаний, у
обычных банков иная суть
бизнеса. Если кредиты
автобанков дотируются
материнскими автомобильными
компаниями, то универсальные
кредитные организации не могут
работать себе в убыток, а потому
должны предоставлять клиентам
денежные ресурсы по процентным
ставкам, обеспечивающим
получение достаточной прибыли.
В результате автобанки имеют
возможность демпинговать,
предоставляя кредиты по более
низкими ставкам, что дает им
неоспоримое преимущество перед
другими кредитными
организациями. Например,
французский производитель
автомобилей Renault выделил своему
дочернему банку на компенсацию
низких процентных ставок в 2005
году 6205 млн., в 20о6 году -уже G229
млн.
СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ
Финансовые подразделения
западных автомобильных
компаний, как правило, имеют
колоссальный опыт работы на
этом специфическом рынке. Так,
самый крупный автобанк мира
General Motors Acceptance Corp. (GMAC), до
недавнего времени полностью
контролируемый американским
автогигантом General Motors, начал
работать еще в 1919 году. Причем с
момента своего основания этот
банк выдал кредиты более чем на
Si трлн. на покупку 150 млн.
автомашин. В настоящее время GMAC
действует в 4i стране, где у него
есть 700 офисов. В ноябре 20о6 года
корпорация General Motors продала 51%
акций своей "дочки"
консорциуму инвесторов во
главе с частной инвестиционной
компанией Cerberus Capital Management L.P. В
состав консорциума вошли также
Citigroup Inc., Aozora Bank Ltd. и дочерняя
фирма PNC Financial Services Group, Inc. Как
полагают аналитики, главной
целью продажи было
приобретение стратегических
инвесторов, способных
обеспечить автобанк более
дешевыми ресурсами.
Относительно более молодой
американский автобанк Ford Motor
Credit появился на свет в 1959 Г°ДУ и
за это время успел
профинансировать приобретение
50 млн. автомобилей. Фордов-ская
"дочка" работает в yj
странах. Для обеспечения низких
процентных ставок по кредитам
Ford Motor Credit не только получает
компенсационные выплаты от
материнской компании, но и
заключает контракты по свопам,
хеджирующим его кредитные
риски.
Французский банк Renault Credit
International Banque (RCI Banque) образован в
1974 Г°ДУ (кстати, сроком на 99 лет,
т. е. до 2073 года). Банк
представлен в 25 странах (главным
образом в Западной и
Центральной Европе), где он
активно кредитует покупку
автомобилей Renault и Nissan. В конце
гооб года портфель
автокредитов, выданных
французским банком, достиг 623
млрд. (или $30,9 млрд.). То есть
оказался почти в 34 Раза выше
аналогичного совокупного
портфеля 65 ведущих
автокредитных банков России,
который на ту же дату равнялся
$9,27 млрд. Соответственно,
количество кредитов, выданных
RCI Banque, составило i 018 тыс.
контрактов, а у 65 российских
банков -764,7 тыс. контрактов. При
этом средняя сумма автокредита
у россиян равнялась $i2,i тыс., а у
французов - $30,4 тыс. Легко
заметить, что кредитный
портфель французского
автобанка превышает по
стоимости совокупный портфель
65 российских банков, главным
образом за счет большей (в 2,5
раза) средней суммы выданного
авто-кредита.
АВТОГИГАНТАМ ПОКА
НУЖЕН РОССИЙСКИЙ ПОСРЕДНИК
Несмотря на то, что российские
банкиры паникуют, опасаясь
прихода более удачливых
иностранных конкурентов, на
самом деле заморские
автокредиторы уже давно пришли
на наш рынок. На первый взгляд,
это утверждение не выдерживает
никакой критики. Среди ведущих
автокредиторов нет ни одного
автобанка, контролируемого
зарубежной автомобильной
компанией.
Тем не менее операция по
захвату российского рынка
закордонными
автопроизводителями уже
началась. Причем она началась
не з апреля 2007 года, когда ЦБ РФ
зарегистрировал первый в нашей
стране автобанк ЗАО "Тойота
Банк" (Москва), открытый
автоконцерном Toyota. Первой
начала "окучивать"
российский рынок компания Ford,
лет пять назад предложившая
специальную программу "Ford в
кредит". За счет
предоставления скидки ставка
по кредиту на приобретаемый
фордовский автомобиль
составляет 4,90% годовых. Ford
работает с целой группой банков
- ММБ, Райффайзенбанком, МДМ-Банком,
Газпромбанком, Банком Москвы.
Примеру американского
автогиганта уже давно
последовали и другие
автопроизводители. Так,
компания Volkswagen Group работает с
Банком Сосьете Женераль,
компания Renault-Nissan - с ММБ через
свой дочерний RSI Bank, компания BMW -
с Райффайзенбанком.
В результате банки,
предлагающие автокредиты по
стандартным ставкам, уже не в
состоянии конкурировать с
банками, предлагающим
автокредиты по сниженным
ставкам. Разница между
стандартными долларовыми и
рублевыми кредитами и
спецкредитами для покупки
иностранных автомобилей
сегодня превышает 4-5 процентных
пунктов.
Вполне естественно, что столь
большая разница привела к тому,
что лишь 32,4% всех кредитов идет
на покупку отечественных
легковых автомобилей. В то
время как их доля в продажах по
итогам 2006 года составила 42,6%.
Доля спецкредитов четырех
крупнейших иностранных
автокомпаний, реализуемых
через российские банки, за
последние два года, по нашим
подсчетам, увеличилась с 29,1 до
36,6%.