Страница: 1/3
На прошлой неделе правительство России внесло в Госдуму законопроект "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ". Этот документ ограничивает участие иностранных инвесторов в 39 отраслях. Одной из причин создания законопроекта стал нерегулируемый поток иностранных инвестиций, который превратился в один из важных факторов инфляции. А курс на ее снижение остается главной задачей для финансовых властей.
Инвестиционный потоп
Объем прямых
иностранных инвестиций в
российскую экономику в 2006
году, по данным Банка
России, составил $31 млрд.
Если учесть, что еще около
$40 млрд составили
портфельные инвестиции,
то общий объем
иностранных инвестиций в
РФ в 2006 году можно оценить
в $70 млрд. В первом
полугодии 2007 года,
согласно данным
Минэкономразвития, чистый
приток иностранных
инвестиций в экономику
России достиг $11 млрд, а
прямые иностранные
инвестиции составили еще
$14,1 млрд. Причина интереса
иностранных инвесторов к
нашей экономике очевидна:
продолжающийся рост цен
на энергоносители. Так, 18
июля мировые цены на нефть
марки Brent превысили $75 за
баррель. За первое
полугодие 2007 года нефть на
мировых рынках подорожала
более чем на 25%. Столь
высокие темпы роста не
могут не привлекать со
всего мира желающих
извлекать прибыль.
Однако в России
иностранных инвесторов
интересует лишь узкий
сегмент сырьевого сектора
и немногочисленные
успешные предприятия в
металлургии,
машиностроении и ритейле.
Большая же часть
российской экономики до
последнего времени
оставалась вне основного
потока внешних инвестиций.
В результате в экономике
возник серьезный
инвестиционный перекос.
Для его исправления в
период 2002-2007 годов
правительством было
принято немало
подзаконных актов и
инструкций, зачастую
противоречащих друг другу
и еще более запутывающих
ситуацию. Подготовленный
Минпромэнерго
законопроект "О порядке
осуществления
иностранных инвестиций в
коммерческие организации,
имеющие стратегическое
значение для национальной
безопасности РФ"
призван установить в этой
сфере четкие и прозрачные
правила игры.
Предполагается, что это
будет закон прямого
действия, в котором
сохранится
разрешительный порядок
иностранных инвестиций.
Ограничения коснутся 39
отраслей, которые
объявлены
стратегическими либо
имеющими отношение к
государственным тайнам.
Стратегические отрасли
впервые перечислены
полностью, и этот список
объявлен исчерпывающим.
Можно вспомнить, что
ссылки на гостайну уже
становились основанием
для лишения иностранных
компаний лицензий на
разработку нефтяных и
газовых месторождений (этих
отраслей в списке нет).
Законопроект вносит
окончательную ясность в
этот вопрос. Впрочем,
никто не запрещает
потенциальным инвесторам
в спорных случаях
обращаться в специально
создаваемую
правительственную
комиссию, срок принятия
решений которой ограничен
шестью месяцами.
Законопроект ущемляет
интересы иностранных
компаний, претендующих на
разработку российских
месторождений, и
негативная реакция не
заставила себя ждать.
Европарламент еще 11 июля
одобрил доклад "О
перспективах внутреннего
рынка газа и
электричества ЕС". Одно
из его положений звучит
так: "Следует запретить
компаниям из третьих
стран покупать объекты
энергетической
инфраструктуры ЕС, за
исключением тех случаев,
когда третья страна
готова на ответные шаги".
Автор доклада, зампред
Европарламента Алехо
Видал-Квадрас, считает,
что Европа сильно зависит
от поставок
энергоносителей из России
и Алжира: "Захочет,
скажем, "Газпром"
купить инфраструктуру в
Европе. Это можно будет
сделать только при
условии, что Россия
откроет рынок для
европейских компаний".
Валютный контроль
От роста мировых цен на
сырье больше всего
выигрывает, конечно,
стабфонд. 14 июля премьер-министр
Михаил Фрадков подписал
очередное постановление
правительства РФ об
увеличении экспортных
пошлин. Согласно
документу, с 1 августа 2007
года пошлина на сырую
нефть увеличится с $200,6 до
$223,9 за тонну. Экспортная
пошлина на светлые
нефтепродукты, а также на
сжиженные углеводородные
газы составит $163,2 за тонну
(ранее $147,5), а на темные --
$87,9 за тонну (ранее $79,4).
Львиная доля этих пошлин
направляется в стабфонд,
на текущее состояние дел в
российской экономике
влияния эти деньги почти
не оказывают.
Однако возможности
повышения экспортных
пошлин и направления
средств в хранящуюся за
пределами страны "кубышку"
все же ограниченны. У
добывающих компаний все
равно остается прибыль,
которая с ростом мировых
цен начинает оказывать на
экономику все более
ощутимое инфляционное
давление. Возможности ее
направления на
инвестиционные проекты
внутри добывающих
отраслей ограниченны,
поскольку объемы средств,
оставляемых государством
в распоряжении добывающих
компаний, недостаточны
для реализации крупных
проектов. Возможно,
введение ограничений для
иностранных инвесторов
будет сопровождаться
некоторыми послаблениями
для внутренних инвестиций.