Лизинг дорожно-строительной техники развивается очень бурно. Но работает все больше на продвижение оборудования иностранного производства. А вот финансовая аренда российской техники пока пользуется спросом в основном в регионах. Лизингодатели уверены, что оборудование отечественного производства скоро не будут брать даже в самых глухих местах.
Вслед за строительным бизнесом в России
активизируется отрасль дорожного
строительства. "Объем внутреннего
валового продукта увеличивается вместе с
общеэкономическим рейтингом России, а это
невозможно без улучшения жилищных и
дорожных условий, - считает руководитель
направления лизинга строительной
техники группы компаний "Интерлизинг"
Андрей Закопаев. - Поэтому строительный
рынок активно развивается, а компании
увеличивают свой парк техники, обновляют
его, что приводит к росту спроса на новую
технику, в том числе и оборудование для
дорожного строительства".
Бегство в регионы
Рынок финансовой аренды дорожно-строительной
техники уверенно наращивает объемы: по
оценкам экспертов, прирост за прошедший год
составил более 60%. "Высокие показатели
развития объясняются прежде всего
быстрорастущей отраслью строительства, -
соглашается менеджер по организации продаж
автолизинга "Лизинговой компании
Уралсиб" Владимир Блохин. - Компаниям
невыгодно высвобождать значительные
средства из собственного оборота, поэтому лизинг
в этой ситуации является наиболее удобным
способом приобретения техники".
"Рынок лизинга строительной
техники к 2010 году может вырасти в 5 - 6 раз",
- прогнозирует Андрей Закопаев. Однако уже
сейчас конкуренция в этом секторе вполне
ощутима. "Тенденция снижения стоимости
финансирования и размера авансового
платежа, а также увеличения перечня
предлагаемых дополнительных сервисных
услуг в рамках лизингового проекта
очевидна", - отмечает Владимир Блохин. С
ним согласен Андрей Закопаев: "Основной
тенденцией рынка сейчас является
уменьшение времени рассмотрения заявки,
увеличение сроков договоров лизинга, а
также снижение размера авансов. Эти
изменения вызваны увеличением конкуренции,
выходом на рынок иностранных игроков".
Чтобы хоть как-то снизить давление
конкурентов, лизингодатели стараются
развивать свой бизнес в регионах, хотя
потенциал столичного рынка дорожного
строительства далеко не исчерпан. Тем не
менее это не значит, что лизингодателям,
вышедшим в провинцию, приходится
довольствоваться малыми объемами бизнеса.
"В последнее время наша компания
действительно наблюдает повышенную
активность со стороны региональных
строительных фирм, которые оценили
эффективность лизинговой схемы и уже
часто используют ее для обновления своих
производственных мощностей, - делятся
опытом в лизинговой компании "Медведь".
- Подобная тенденция длится уже несколько
лет".
Помутнение баланса
За исключением конкуренции между
компаниями, делать бизнес в секторе
финансовой аренды дорожно-строительный
техники почти ничто не мешает. Возможно,
именно этот факт стал основой для активного
развития данной отрасли. Однако пара
неприятных моментов, которые приходится
обходить лизингодателям при
сотрудничестве со строителями дорог, все же
есть. Одним из них является фактор
сезонности. "Дорожно-строительный бизнес
напрямую зависит от сезонов: летом компании
зарабатывают гораздо больше, чем зимой, -
рассказывает Андрей Закопаев. - Однако
проблем не возникает, если лизингополучатель
на ранней стадии подготовки договора
высказал свои пожелания по структуре
графиков лизинговых платежей". Дело в
том, что для сезонного бизнеса лизинговые
компании разрабатывают особые графики лизинговых
платежей, когда клиент платит больше в
сезон работ, а вот во время простоя техники
платежи могут снижаться практически до
нуля.
Дополнительную головную боль лизингодателям
могут принести нерешенные проблемы самого
дорожно-строительного бизнеса. "Это в
первую очередь избыточное количество
регулирующих инстанций, непрозрачность
процедуры распределения подрядов, а также
отсутствие четких правил игры, - отмечают
эксперты одной крупной лизинговой
компании. - Бизнес строительной фирмы
сегодня сильнее зависит от наличия связей с
чиновниками, чем от умения и желания
работать". Поэтому строителям сложно
планировать свою деятельность, а ведь это
ключевой фактор для привлечения
долгосрочных инвестиций, к которым
относится и лизинговое финансирование.
Такая ситуация характерна для регионов,
где бизнес все еще находится в тени, и "красивые"
балансы могут предоставить далеко не все.
Ведь лизинговая компания как
финансовый институт в своем анализе
опирается в основном на бухгалтерскую
отчетность. Поэтому с региональными
клиентами надо обязательно проверять
управленческую отчетность, более детально
разбираться в бизнесе и структуре финансов
клиента. Это замедляет процесс анализа и
делает стоимость договора несколько выше,
так как увеличиваются риски лизингодателя.
Иностранцы ведут и выигрывают
Частично проблемы с неуверенностью в
финансовой ненадежности клиента лизингодатель
нивелирует тем, что приобретает для сдачи в лизинг
качественную и высоколиквидную технику. Ее
можно будет в случае неплатежей отобрать у
клиента и продать на вторичном рынке. Как
правило, такая тактика позволяет
компенсировать большую часть расходов при
разрыве лизингового контракта. В связи
с этим лизингодатели предпочитают
сдавать в финансовую аренду дорожно-строительную
технику иностранного производства. Ведь ее
проще потом продать, даже если оборудование
некоторое время уже находилось в
эксплуатации.
"В дорожном строительстве спрос на
технику иностранного производства с каждым
годом растет", - отмечает Владимир Блохин.
Этому способствует целый ряд причин. Первая
- качество импортной техники на сегодняшний
день превышает качество российской. "Вторая
причина заключается в том, что приобретение
импортной дорожно-строительной техники
чаще всего обходится лизингополучателю
дешевле за счет организации финансирования
поставок напрямую из-за рубежа. Особый
интерес лизингополучатели сейчас
испытывают к технике китайских
производителей. Они постоянно работают над
модернизацией и повышением качества
продукции, что позволяет сделать ее более
конкурентоспособной в своем ценовом
сегменте".
Однако пока доли дорожно-строительной
техники иностранного и отечественного
производства, находящейся в лизинге,
примерно равны. "Если говорить о сложной
дорожно-строительной технике (фрезы и
асфальтоукладчики), то здесь объем
импортной техники больше, - рассказывает
Адрей Закопаев, - но это характерно для
Москвы и Санкт-Петербурга. В регионах пока
что продолжают покупать оборудование
российского производства".
Похожая ситуация складывается и в
сегменте грунтовых и асфальтовых катков, а
также бульдозеров. Объем продаж импортной
техники постоянно растет не только за счет
ее высокого качества и надежности, но и по
причине того, что лизинговые компании,
покупая даже более дорогие механизмы, могут
пользоваться финансовой поддержкой из-за
рубежа и не отвлекать деньги из оборота.
Дело в том, что западные финансовые
институты, в том числе и аффилированные с
производителями, охотно финансируют лизинговые
сделки, предметом которых является
иностранная техника.
Однако в регионах большей популярностью
пользуются машины отечественного
производства либо импортное подержанное
оборудование. В случае участия в таких
сделках лизингодателю не от кого ждать
финансовой помощи, поэтому такую технику он
покупает за счет собственных средств.
Еще одним фактором, который не оставляет лизингодателям
возможности поддержать отечественных
производителей дорожно-строительной
техники, остается ограниченность
ассортимента выпускаемой ими продукции.
"Не вся дорожная техника, во-первых,
производится в нашей стране, во-вторых,
имеет надлежащее качество и адекватную
стоимость", - сетуют в компании "Медведь".
Эта лизинговая фирма чаще закупает для
своих клиентов погрузчики и бульдозеры
отечественного производства. Но если
предметом лизинга являются дорожные
фрезы или асфальтобетонные установки, то
почти всегда речь идет об импортном
производителе.