Бизнес-сообщество предложило сценарий реформы основных проблемных налогов.
Исторический спор бизнеса и минфина о направлениях и скорости налоговой реформы, кажется, близок к завершению. До конца сентября предпринимательским объединениям и министерству финансов предстоит согласовать сценарий снижения налогов в 2009-2010 годах.
Это означает, что уже в 2008
году должны быть приняты
существенные поправки в
налоговое
законодательство,
разработка которых
начнется непосредственно
после сентябрьских
согласований.
Напомним,
что в марте 2007 года на
заседании рабочей группы
при Совете по
конкурентоспособности и
предпринимательству было
принято решение о
совместной выработке
бизнесом и властью
налоговой платформы.
Теперь предприниматели
выполнили обещание
представить предложения по
снижению налогов и
рассчитывают, что
министерство финансов
прислушается к их голосу.
Свои
соображения бизнес-сообщество
изложило в письме, которое
вскоре будет направлено в
минфин. Суть предложений -
снижение единого
социального налога и НДС до
12 процентов. При этом
предлагается изменить
порядок взимания налога на
добавленную стоимость,
перейдя к так называемому
прямому способу расчета
НДС.
Как
рассказал "Российской
бизнес-газете"
руководитель экспертного
совета "Деловой России"
Антон Данилов-Данильян,
сценарий предполагает
только изменение ставок и
методов расчета налога на
добавленную стоимость и
единого социального налога.
Он не касается других
налогов и вопроса введения
налога с продаж. Позиция по
этому вопросу будет
сформирована
предпринимательскими
объединениями уже после
того, как рабочая группа
представит расчеты
последствий возможной
замены НДС на налог с
продаж. "Мы рассчитали
только возможность
перехода от ныне
действующего зачетно-компенсационного
механизма уплаты налога на
добавленную стоимость к
прямому способу расчета
НДС", - сообщил Антон
Данилов-Данильян.
Сейчас
схема расчета НДС крайне
усложнена. Предусмотренные
этим порядком зачеты,
вычеты, получения
возмещения из бюджета
приводят, с одной стороны, к
крайнему усложнению
администрирования этого
налога как для
налогоплательщиков, так и
для налоговых органов, с
другой- создают
предпосылки для появления
мошеннических схем.
В
частности, связанных с
незаконным получением
возмещения НДС из бюджета.
Прямой
порядок расчета налога на
добавленную стоимость
предполагает, что
стоимость будет
рассчитываться как разница
между выручкой и
произведенными затратами.
"Понятно, что
добавленная стоимость,
рассчитанная таким образом,
вещь более-менее понятная.
Она состоит собственно из
прибыли, фонда оплаты труда
и амортизационных
отчислений, не принимаемых
в расчет при исчислении
прибыли. А база по прибыли и
по фонду оплаты труда
является базой для расчета
соответственно налога на
прибыль, а также
подоходного и единого
социального налогов. Таким
образом, эта добавленная
стоимость более четко
выверяется бизнесом и
проверяющими органами,
когда они рассчитывают
налог на прибыль и
подоходный налог", -
подчеркивает Антон Данилов-Данильян.
Поэтому он считает
целесообразным перейти на
прямой метод расчета
налога с одновременным
уменьшением ставки до 12-13
процентов. От этого
выиграет честный бизнес,
который и сейчас не
злоупотребляет схемами
уклонения от НДС.
По
единому социальному налогу
предложения
предпринимателей
предусматривают отмену
регрессивной шкалы и
снижение ставки с 26
процентов до универсальной
ставки 12 процентов.
Согласно расчетам,
проведенным совместно с
ГНИИ развития налоговой
системы ФНС, упрощение
расчетов за счет отмены
регрессии приведет к тому,
что уклонение от налога
будет происходить гораздо
в меньшей степени, чем
сегодня. И в результате
доходы в бюджет не только
не сократятся, но могут
даже увеличиться.
Предполагается, что
соответствующие
предложения будут
проработаны министерством
финансов и станут основой
для дальнейшего разговора
бизнеса и власти. "Я
надеюсь, что минфин
выполнит свои обещания,
рассмотрит наши
предложения, и мы перейдем
в режим диалога", -
подчеркнул Антон Данилов-Данильян.
"При этом каждая из
сторон будет основываться
на одной и той же
статистической базе. Все
предыдущие попытки найти
общий язык грешили тем, что
каждая из сторон обвиняла
другую в том, что она не
владеет реальной ситуацией,
в том числе статистической.
Теперь все наши расчеты
базировались на сведениях,
полученных в рамках
рабочей группы из
федеральных органов
исполнительной власти.
Возникла общая платформа,
на которой можно уже
выстраивать полемику в
отношении ставок,
поступлений и так далее",
- отметил он.