Волна японского бизнеса накрывает наш город.
Последние два года стали поистине "японскими" для экономики Петербурга. Количество компаний, принадлежащих японцам, возросло за это время в 20 раз.
Однако похоже, что волны
инвестиций из Страны
восходящего солнца не
только не утихают, но и
усиливаются.
Первый мощный вал
инвестиций из страны
самураев докатился до
гранитных набережных
Северной Пальмиры в виде
всемирно известных
гигантов автомобильной
индустрии. Речь идет о
реализации проектов
строительства
производств Toyota и Nissan, а
также о компании Suzuki,
также недавно высказавшей
намерение обосноваться на
берегах Невы. Инвестиции в
эти предприятия
впечатляют - это в общей
сумме почти полмиллиарда
долларов. Кроме того, в
июле 2007 года в нашем
городе открылось
представительство
организации внешней
торговли Японии Jetro, что
также говорит о серьезных
намерениях этой страны по
освоению рынков Северо-Запада.
Самое главное при этом -
японские автогиганты
подобно локомотивам тянут
за собой множество других
предприятий и компаний. По
словам мэра города
Какамигахара господина
Сина Мори, посетившего на
минувшей неделе Петербург,
уже в ближайшее время
можно ожидать прихода к
нам страховых компаний и
торговых домов.
Да и сам визит Сина Мори
с делегацией из
представителей известных
японских компаний (работающих
в области высоких
технологий), таких как Virtual
Reality Techno Center (компьютерные
симуляторы, роботы), Komori
Seiki (электронные
комплектующие для
автомобилей и сотовых
телефонов), KATO Manufacturing (авиастроение),
Iwai Industries (станкостроение),
явно не случаен.
Игорь Павлов, советник
вице-губернатора Санкт-Петербурга
Юрия Молчанова, поясняет:
"Мы привыкли к
европейскому подходу,
когда в ходе визитов
делегаций сразу же
заключаются конкретные
контракты и соглашения,
однако Япония - страна с
иным менталитетом. Но
можно быть твердо
уверенным, что раз уж
японцы что-то делают, то
последствия обязательно
будут".
Будем надеяться, что
далекая восточная страна
внесет свой вклад в
формирование в Петербурге
экономики инновационного
типа, которая позволит
избежать зависимости от
пресловутой российской
"нефтяной иглы".
По оценкам советника
вице-губернатора,
количество японских
компаний в Петербурге за
два ближайших года
возрастет еще в 7 - 8 раз,
примерно до трехсот.
Причем "вторая волна"
японского бизнеса будет
состоять не только из
всемирно известных
гигантов, но также и
средних, и мелких компаний
- вплоть до сетей
общественного питания (настоящих
японских, а не "под
Японию", как сейчас).
"Волна японского
бизнеса начинает нас
настигать, - говорит Игорь
Павлов, - торговый оборот
между Россией и Японией за
2006 год перевалил за 13 млрд
долларов. Из них 260 млн
долларов пришлись на
Петербург. И теперь надо
выработать стратегию, как
работать с японским
бизнесом дальше. Ведь в
отличие от западных
компаний здесь приходится
постоянно действовать
через посредников -
государственные и
общественные организации".
Однако, несмотря на все
сложности общения, сами
японцы рассматривают наш
город как один из наиболее
перспективных регионов
для вложений. "Петербург
тянет за собой экономику
России", - сделал нам
комплимент господин Син
Мори.
Администрация Санкт-Петербурга
также старается повысить
привлекательность города
для японских туристов. "Из
Японии ежегодно выезжают
в туристические поездки 17
млн человек, а в
Петербурге бывают только
25 тыс. Для сравнения: Рим
ежегодно посещают
2 млн японцев, так что
здесь тоже есть над чем
работать", - отмечает
Игорь Павлов.
Есть, правда, у всего
этого великолепия планов
и проектов и своя
ахиллесова пята - нехватка
кадров. "У нас в стране
демографический кризис, -
сетует мэр Какамигахара. -
Мы надеемся, что с
развитием двухсторонних
контактов к нам на работу
будут приезжать в том
числе и россияне".
Увы, японцы, по всей
видимости, недостаточно
отдают себе отчет в том,
что и в России в целом, и в
Петербурге в особенности
эта проблема стоит не
менее остро, чем в самой
Японии. При бурном
развитии городской
промышленности и притоке
инвестиций рабочих кадров
в городе катастрофически
не хватает.
Разобьются ли волны
иностранного капитала об
эту преграду - как всегда,
зависит от нас. Вернее, от
эффективности мер
городского правительства
по исправлению перекосов
на рынке труда и в системе
образования.