Страница: 1/2
В начале 90-х гг. профессиональный актер Евгений Новоселов оставил театральную сцену, чтобы стать риелтором. Пройдя путь от агента до исполнительного директора в одном из первых агентств недвижимости, он создал собственную фирму, наградив ее своей говорящей фамилией. За восемь лет компания "Новосел" превратилась из маленькой риелторской фирмы семейного типа в крупнейшую сеть агентств недвижимости Екатеринбурга.
досье
Евгений Новоселов
Родился 3 августа 1972 г.
Образование: в 1993 г.
окончил Свердловский
театральный институт.
Карьера: 1993-1998 гг. -
риелтор в компании "ЕТК"
(которую в 1994 г.
преобразовали в "МАН");
1995-1998 гг. - исполнительный
директор "МАН";
с 1999 г. - владелец и
гендиректор компании "Новосел".
Семья: женат, воспитывает
двух сыновей и дочь.
Хобби: машины, рыбалка,
футбол.
На сцену Евгений
Новоселов попал десяти лет
- после конкурса в
театральную студию при
Свердловском
государственном
телевидении. Год спустя
начинающего актера заметил
режиссер ТЮЗа Дмитрий
Астрахан - он предложил
Евгению роль в постановке
"Тема прошлого урока",
посвященной 40-летию
Победы в Великой
Отечественной войне.
Мальчика утвердили на
главную роль и попросили
прийти в театр с родителями,
чтобы подписать трудовой
контракт. Спектакль
поставили в репертуарную
сетку, начались ежедневные
репетиции. Евгений
Новоселов: "В этой пьесе
была сцена, когда мой герой
получает похоронку, боится
показать ее матери, плачет
и ведет монолог. В
одиннадцать лет без
навыков школы
Станиславского я мог
вызвать слезы только
бальзамом "Звездочка".
Хотя со временем научился
обходиться и без него".
Потом были другие роли и
бесчисленные праздничные
детские интермедии. Женя
гастролировал по стране
вместе с профессиональной
театральной труппой. К
окончанию школы у него был
шестилетний актерский стаж,
определивший выбор вуза.
Программу вступительных
экзаменов в театральный
институт Евгению помогали
составить коллеги - актеры
ТЮЗа.
На первом же курсе
института Евгения
Новоселова пригласили
сниматься на Свердловской
киностудии, хотя студентам-театралам
запрещали засвечиваться в
кино под страхом
отчисления. Евгений
Новоселов: "Это было
начало 90-х гг. - время упадка
советского кинематографа,
когда появился жанр "чернуха".
Фильм, в котором меня
утвердили на одну из
главных ролей, назывался
"Убийца". Несмотря на
сомнительный сюжет, я решил
попробовать. Причин было
три - любопытство, хороший
актерский состав (мою маму
играла актриса Светлана
Крючкова) и высокий гонорар
(стипендия в театральном
институте была 40 руб., а за
съемки мне заплатили 600 руб.).
Но кино, видимо, получилось
скверное, потому что мои
друзья-однокурсники, с
трудом досмотрев премьеру,
в конце фильма, когда моего
героя убивали, дружно
встали и зааплодировали".
Игра в риелтора
После института Евгения
Новоселова распределили в
родной ТЮЗ, но будни
актерской жизни оказались
не столь интересными, как
могло показаться со
стороны. Как всем молодым
актерам, Евгению в основном
предлагали роли в детских
постановках, к нему прочно
приклеилось амплуа "сказочного
принца". Приработка на
радио, телевидении, в
рекламе и на корпоративных
мероприятиях тогда не было,
единственным подспорьем
для молодых актеров
оставались новогодние
праздники.
В то время Евгений жил
отдельно - женился еще на
третьем курсе на своей
бывшей однокласснице.
Денег молодой семье
катастрофически не хватало.
- В ноябре 1993 г. мне
позвонила двоюродная
сестра и предложила
подработать в фирме,
занимавшейся квартирными
обменами, где трудились ее
сокурсники-юристы, -
рассказывает Евгений
Новоселов о переломном
моменте биографии. - Она
видела, что я переживал из-за
финансовых затруднений и
не мог никак найти выход. На
уговоры заняться другим
делом я решился не сразу,
хотя меня серьезно
подстегивало то
обстоятельство, что жена
зарабатывала в пять раз
больше (она начинала
карьеру в головном
магазине "Кировский").
А тут как-то все удачно
совпало - день выдался
свободный, и, переборов
сомнения, я отправился на
собеседование.
Вы представляли, чем
придется заниматься?
- В общих чертах.
Риелторский бизнес тогда
был едва ли не подпольным.
Фирма находилась в
старинном особняке на
проспекте Ленина - ни
вывески, ни других
опознавательных знаков. Я
туда приехал весь такой
творческий, внешность а-ля
Остап Бендер - длинный плащ,
фуражка и шарф, волосы до
плеч, в ухе серьга. У входа -
длинная очередь желающих
получить вакансию. Выждал
на морозе, захожу в теплое
помещение: по периметру -
столы, в середине - стул для
тех, кто пришел на
собеседование. Комната
прокурена, исполнительный
и генеральный директора
пьют крепкий кофе.
Собеседование получилось
неформальным. Мы
поговорили о жизни,
обсудили творчество
Шукшина. Потом я понял: они
хотели оценить IQ
претендента и его умение
общаться. На прощание меня
заверили: "Секретарша
вам позвонит" - с
ударением на второе "о"
(позднее, став директором
собственной компании, я
ввел штрафы за
неправильное произношение
слова "звонит" и
прочие "ложит", "транвай",
и т. д.). Ответа я прождал две
недели, затем решился
позвонить сам. И правильно
сделал - они потеряли мой
телефонный номер и не знали,
как связаться, сказали: "Женя,
ты куда пропал, срочно
приезжай". Более чем из 100
кандидатов тогда взяли
только двоих.
Эта фирма работала
официально?
- Вполне. Она называлась
Екатеринбургская
трастовая компания (ЕТК) -
одна из первых
коммерческих структур
формата "обменбюро" в
Екатеринбурге. Позднее из
нее выросло агентство
недвижимости "МАН".
Николай Савин (ныне -
президент РС ЦН "МАН". -
Прим. ред.) пришел работать
туда за несколько месяцев
до меня. Поначалу я
совмещал два занятия, учась
риелторскому ремеслу на
ходу, и чувствовал себя
актером, исполняющим новую
роль.
Как вы совмещали столь
разные занятия?
- Было очень тяжело - шел
голодный 1993 г. Крутился как
белка в колесе: днем - на
сцене, а вечер начинался с
расклейки объявлений (это
делали все четыре штатных
риелтора), ликвидации
юридического ликбеза,
потом - постоянные разъезды
по городу, показы, обзвоны,
переговоры и так до
бесконечности.
И вы решили уйти из театра?
- Приближался Новый год, у
актеров, как говорится,
елки - это две недели
беспрерывного "чеса".
О совмещении не могло быть
и речи. Я сделал выбор -
принес заявление об уходе
режиссеру ТЮЗа, который
знал меня еще ребенком. Он
начал меня мотивировать
остаться, обещал главную
роль в пьесе Шекспира и
участие в других
постановках, где мне
хотелось сыграть. И добавил:
"Если уйдешь сейчас,
обратно тебя не приму".
Для актера это был бы
хороший старт - не в "Золушке"
бегать принцем, не зайчиков
играть. На серьезных ролях
можно было бы подняться. Но
я понимал, что если начну
сомневаться, то, наверное,
сдамся. И отказался. Первое
время жалел страшно - все
ходил в театр, смотрел
постановки, где мои роли
играли уже другие... Новый
бизнес тогда не позволял
зарабатывать даже тех
денег, что я получал в
театре. Помню, руководство
выделяло некоторые суммы
на такси, чтобы показать
клиенту квартиру, а я ездил
на трамвае, экономил и хоть
что-то приносил в дом. Я
ощущал себя персонажем
роли пьесы Нила Саймона "Дураки",
герой которой попал из
нормального мира в
странную деревеньку и не
мог найти понимания с
окружающими его людьми. К
счастью, мне попались
хорошие учителя. Олег
Ярушин (теперь - сотрудник
адвокатской конторы "Михайлович
и партнеры". - Прим. ред.)
говорил мне: "Самое
главное - в первый год
работы провести несколько
сделок, после десяти
вариантов останется
минимум 20 довольных
клиентов, которые
превращаются в 40 и т. д.
Потом они будут кормить
тебя всю оставшуюся жизнь".
Этот постулат теперь я
передаю своим новичкам-агентам.
Когда вы заработали
первые деньги в роли
риелтора?
- В конце апреля 1994 г. мне
удалось расселить
коммунальную квартиру, где
соседствовали коллеги-заводчане
- им дали по комнате на
расширение, и нужен был
маклер, который поможет
совершить обмен. С
полученных денег Олег
Ярушин посоветовал купить
деловой костюм, я научился
завязывать галстуки (прежде
носил те, которые на
резинке) и первым в нашей
маленькой компании начал
печатать визитки и
раскручивать себя как
специалиста на рынке
недвижимости.
То есть создавали
респектабельный имидж?
- Кстати, это было
непросто. В начале 90-х гг.
специалиста по сделкам на
рынке недвижимости
называли маклером. У
обывателей это слово
ассоциировалось с чем-то
явно криминальным.
Приватизация только-только
началась. Большей частью мы
занимались обменами.
Информации было крайне
мало, но зато она долго не
устаревала. Мы с Олегом
Ярушиным взялись хоть как-то
систематизировать
варианты, которые
предлагал рынок. Купили две
тетради по 96 листов, завели
в них разделы по схемам
обмена (например, "комната
+ комната = квартира"). Мне,
как малоопытному
сотруднику, достался
основной объем - это 1-3-комнатные
квартиры, а Олег брал на
себя оставшиеся варианты. Я
ежедневно вносил в тетрадь
все газетные предложения
со схемами и контактами
потенциальных клиентов. За
полгода скопилось
достаточно информации,
которая могла нас кормить.
Коллеги по цеху тогда
называли меня бумажным
компьютером, и даже более
опытные маклеры просили
подыскать им вариант для
обмена. Специалисты по
операциям с недвижимостью
тогда были кустарями,
ремесленниками - в хорошем
смысле слова. Сейчас эта
концепция лежит в основе
моего бизнеса. Всегда
говорю своим агентам: если
вы научитесь делать обмены
(а ведь внутри обмена - и
консультация, и сбор
документов, и
сопровождение купли-продажи,
и приватизация, а сейчас
зачастую - и ипотечные
схемы), значит, будете
универсалами, которые
всегда смогут добыть себе
хлеб.
Какой была долгосрочная
стратегия развития ЕТК?
- Стратегия менялась в
зависимости от
обстоятельств. Через год
ЕТК превратилась в "МАН"
- компаньоны дали фирме
начальные буквы своих имен.
Правда, предполагалось, что
расшифровываться это будет
как "Московское
Агентство Недвижимости":
цепочные обмены было
выгодно завязывать на
столицу - разница цен
компенсировала все усилия.
Но контакты с Москвой
вскоре заглохли, и
владельцы новой компании
стали позиционировать ее
как "Мое агентство
недвижимости". Рынок
быстро развивался, мы
переехали в новый офис на
Ленина - Гагарина,
коллектив стал расти. У
меня появился опыт,
серьезные сделки за спиной,
был хороший проект -
расселение большого
особняка. Тогда в "МАН"
обратился крупный клиент -
торговый дом, занимавшийся
поставками бытовой техники.
Они хотели приобрести в собственность
особняк в центре города,
загаженную коммуналку, где
проживало более 20 семей. Но
заказчик не мог дать денег,
чтобы расселить всех сразу.
Появилась очередность,
многие жильцы выражали
недовольство, завышали
требования, качали права.
Это сейчас девелопер всех
расселяет "одним ударом",
и, если кто-то из жильцов
начинает привередничать, с
ним разбираются бывшие
соседи, желающие побыстрее
переехать. А тогда я
выступал в роли
благодетеля - все получили
хорошее жилье. Сделка
длилась около года. Мое
вознаграждение, помимо
денег, предусматривало
квартиру. Так я стал
обладателем своей первой
однокомнатной квартиры на
Ботанике.
Вскоре мне поручили
возглавить исполнительную
дирекцию "МАНа".
Одновременно я проводил
обучение персонала -
пригодились навыки
актерского мастерства и
ораторского искусства. Я
набрал свою команду - около
40 человек, это был самый
большой и сильный отдел в
"МАНе". Многие из тех
учеников 1993-1997 гг. стали
сейчас собственниками и
директорами АН. Николай
Савин в то время уже
занимал пост гендиректора.
Потом в компании появился
новый человек - Павел
Кузнецов (ныне - совладелец
"БК_НЕДВИЖИМОСТЬ". -
Прим. ред.). Благодаря
базовому юридическому
образованию и
благосклонности
однокашника Савина он
быстро продвинулся по
карьерной лестнице и
вскоре занял мое место. Я
вновь стал начальником
отдела. В то время у меня
были собственные деньги, я
уже инвестировал в свою
недвижимость. А 1998 г. все
расставил на места. С
агентством "МАН" мне
пришлось проститься, там я
не мог реализовать свои
амбиции, не видел, куда мне
расти. Есть две разные
версии того, как это
произошло. Кузнецов
считает, что он меня уволил,
я - что гордо ушел сам. Из
этой истории я вынес
подтверждение старой
истины: все, что
совершается, - к лучшему.
Коллизии и перипетии
Уволившись из "МАНа",
Евгений Новоселов работал
как индивидуальный
предприниматель. Летом 1998 г.
он уехал за границу
развеяться. Вернулся за
четыре дня до кризиса. В то
время Евгений занимался
расселением первых этажей
домов на центральных
улицах и переводом их в
нежилые. Чтобы покупать
квартиры, брал кредиты в
валюте. Но как только
грянул кризис, кредиторы
потребовали свои деньги
обратно. Проект начал
трещать по швам.