Страница: 1/2
Столичный автомобильный рынок близок к насыщению. Московские дилерские центры, напоминающие стеклянные дворцы, бьют рекорды продаж по сравнению с европейскими странами. По количеству посетителей в выходные дни наши автосалоны сопоставимы с продуктовыми гипермаркетами. Между тем уже более половины продаж недорогих иномарок приходится на регионы. Но сервис-центров в провинциальных городах не хватает.
Уровень проникновения
массовых иномарок в
регионы удивляет.
Приезжаешь в небольшой
городок с населением
тысяч в пятьдесят,
расположенный примерно
в 500 км от Москвы, а там
таксисты, которые
совсем недавно работали
на разбитых «Волгах» и «Жигулях»,
ездят на новеньких Renault
Logan, Chery Amulet и Chevrolet Lanos.
Отклики о самих машинах
у автомобилистов, как
правило, позитивные.
Зато вопросы
обслуживания вызывают
массу нареканий. «Приходится
гонять машины за 100 – 200
км в ближайший
авторизованный сервис в
областной центр, а иначе
гарантии лишишься, да и
запчастей в родном
городе не достать», –
пожаловался автору этих
строк вполне
платежеспособный
водитель. Дилерам, как
правило, невыгодно
инвестировать миллионы
долларов в
строительство в
небольшом городке
полноценного сервис-центра,
отвечающего стандартам
производителя
автомобилей. Во-первых,
срок окупаемости
существенно
превосходит
стандартные для России
три года. Во-вторых, у
нас осталось еще
достаточно много не
охваченных дилерами
крупных перспективных
регионов, где автосалон
может работать с более
высокой
рентабельностью.
Своя кухня
Логичным решением
нынешнего дефицита
сервисов является
создание субдилера –
авторизованного сервис-центра,
выполняющего все
функции официального
дилера, но с несколько
заниженными
требованиями по
визуальному оформлению.
Например, шоу-рум
меньшего размера и с
более простой отделкой,
иногда можно обойтись
без автосалона.
Субдилеры обычно
продают автомобили под
заказ или с открытых
площадок. При этом они
полностью поддерживают
гарантийные
обязательства завода-изготовителя
и вправе проводить
ремонт автомобилей.
Главное требование –
качественное
выполнение сервисных
работ.
Подобные требования
вполне обоснованны.
Основной доход
современного
дилерского центра
независимо от региона
во многом определяется
работой сервиса.
Продавая машину, дилер
зарабатывает 6 – 15% от ее
цены в зависимости от
престижности бренда. У
китайских марок маржа
может быть еще ниже.
Зато рентабельность
сервис-центра с учетом
доходов от продажи
запасных частей
составляет 25 – 35%. «В
Европе дилеры уже
сейчас продают машины с
минимальной
рентабельностью в 1 – 2%.
Основной доход
формируется за счет
выполнения сервисных
работ, а также при
вторичной перепродаже
машин. Российский рынок
постепенно придет к
похожей ситуации», –
отмечает представитель
компании Ford, пожелавший
остаться неназванным.
Как правило,
субдилерами становятся
владельцы обычных
автосервисов, которые
хотят вывести свой
бизнес на новый уровень.
Автомобили и запасные
части они приобретают у
своего дилера. По словам
руководителя
регионального отдела
автомобильного
холдинга Major (дилер Volvo,
Land Rover, Mazda, Ford, Chrysler, Jeep,
Dodge, Nissan, Skoda, Renault, Honda, Audi,
Mercedes-Benz, Toyota и Alfa Romeo)
Сергея Богомила, при
разделе торговой маржи
большая ее часть
достается субдилеру,
который выполняет
основную работу по
сбыту машин и нуждается
в средствах на развитие.
«Торговая маржа между
дилером и субдилером
делится на основании их
личной договоренности,
и дистрибутор этот
вопрос никак не
контролирует, –
отмечает директор по
продажам ОАО «Северсталь-авто»
Сергей Павленко. – При
этом дилеру
рекомендуется делить
прибыль в соотношении
60/40 в пользу субдилера».
Крупному московскому
дилеру сотрудничество с
субдилерами не только
приносит денежные
дивиденды, но и
обеспечивает рекламу в
том регионе, где
работает партнер. В свою
очередь, дилер берет на
себя урегулирование
вопросов с
представительством по
поводу гарантийного
ремонта, а также
помогает субдилеру со
стажировкой и обучением
персонала. Напрямую с
автопроизводителем
субдилер практически не
работает, их пути
пересекаются в момент
получения статуса
субдилера, а также в том
случае, если последний
хочет нарастить
мощности и превратиться
в большой дилерский
центр.
Кто во что горазд
Развитием
региональной дилерской
сети сейчас озадачены
абсолютно все
автопроизводители,
однако стратегии
развития у всех разные.
Наиболее жесткую
позицию занимает
компания Toyota. Японцы
наотрез отказываются
работать с субдилерами
– каждый партнер обязан
иметь полноформатный
автосалон и сервис-центр
установленного образца.
Все это ограничивает
развитие сети, зато
повышает стоимость
бренда. Компания пока не
предлагает совсем
дешевые автомобили,
поэтому такая политика
имеет право на
существование. «Единственная
поблажка, которую мы
даем потенциальным
дилерам – это статус
уполномоченного
партнера. Он
присваивается компании
на период строительства
полноформатного
дилерского центра, –
говорит руководитель
отдела по развитию
дилерской сети ООО «Тойота
Мотор» Алексей Козлов.
– Главное условие
получения статуса
уполномоченного
партнера – наличие
документов,
подтверждающих
долгосрочную аренду или
владение земельным
участком. Партнер уже
имеет право продавать и
обслуживать автомобили
Toyota, а его персонал
проходит обязательное
техническое обучение.
По плану уполномоченный
партнер должен
выстроить дилерский
центр в течение
полутора лет, и тогда он
получит статус
официального дилера».
До недавнего времени
такую позицию разделяла
и Mazda. Однако, по словам
директора по маркетингу
Mazda Motor Rus Андрея
Глазкова, в компании уже
готовится программа по
развитию сети
региональных
субдилеров. Пока
неизвестно, будут ли
субдилеры Mazda наделены
правом продавать машины.
Однако уже сейчас в
компании знают про
существующую
региональную сеть
неавторизованных
автосалонов и даже
открытых площадок,
которые торгуют «Маздами»,
перекупленными у
официальных дилеров. В
тех городах, где создан
полноценный дилерский
центр, с «серыми»
стараются бороться,
отслеживая и перекрывая
каналы поставок. Там,
где дилеров нет, на
нелегалов пока смотрят
сквозь пальцы, но в
скором времени их
призовут «обеляться»,
превращаясь в
субдилеров.
Более агрессивная
рыночная политика FIAT,
которую представляет
холдинг «Северсталь-авто»,
предполагает раздавать
право на субдилерство с
минимальными
бюрократическими
проволочками. Заседания
дилерской комиссии
проводятся еженедельно
и решение о заключении
договора принимается
максимально быстро. По
словам Сергей
Ильинского, PR-менеджера
«Северсталь-авто»,
минимальные затраты на
получение статуса
субдилера составляют
около $12 000, в такую сумму
обходится фирменная
вывеска и оснащение
помещения набором
инструментов,
необходимых для
выполнения ремонтных
работ.