Минфин напоминает банкам о необходимости уплаты налогов с доходов за "мелкие услуги".
Несмотря на то, что в законодательстве о ЕНВД все еще остается слишком много белых пятен, многие налогоплательщики освоились с этим налогом, вошли во вкус и даже иногда отстаивают свое право на применение "вмененки" в судебном порядке (если налоговики сопротивляются).
А
вот банкам ЕНВД
абсолютно ни к чему. У
них и своих хлопот
хватает, чтобы
возиться с раздельным
учетом мелких "небанковских"
операций. Однако, желая
получить деньги за
любые, даже мелкие
услуги населению,
некоторые банки,
ничего не подозревая,
тщательно прописывают
в своих тарифных
планах позиции, "слишком
похожие" на бытовые
услуги. Вот тут-то
минфин и напоминает
кредитным
организациям про ЕНВД.
Хотя это легче, чем
аналогичное и
неожиданное "напоминание"
задним числом от
пришедших с проверкой
контролеров.
Единым
налогом на вмененный
доход (ЕНВД) облагаются
отдельные виды
деятельности, закрытый
перечень которых
установлен пунктом 2 ст.
346.26 НК РФ.
Вводится
этот спецрежим на
определенных
территориях
нормативными актами
представительных
органов муниципальных
районов, городских
округов,
законодательных
органов городов Москвы
и Санкт-Петербурга.
Парламентарии
могут из предложенного
главой 26.3 НК РФ перечня
"вмененных" видов
деятельности по своему
вкусу выбрать
отдельные виды и
подвиды.
Основной
особенностью ЕНВД
является то, что
уклониться по желанию
от применения этого
спецрежима невозможно.
Плательщики ЕНВД
освобождены от уплаты
НДС, налога на прибыль,
налога на имущество и
ЕСН (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Поэтому при совмещении
ЕНВД с иными системами
налогообложения в
обязательном порядке
ведется раздельный
учет имущества,
обязательств и
хозяйственных
операций, а также
составляется
налоговая отчетность
по ЕНВД (п. 7 ст. 346.26, п. 3
ст. 346.32 НК РФ). Кроме
того, бухгалтерский
учет "вмененщики"
тоже обязаны вести.
Причем насчет того, как
именно это делать
банкам, чиновники
разъяснениями не
балуют.
Среди
видов деятельности,
облагаемых ЕНВД,
фигурируют бытовые
услуги населению. Они
определяются в
соответствии с
Общероссийским
классификатором услуг
населению ОК 002-93 (ОКУН),
утвержденным
постановлением
Госстандарта России от
28.06.1993 N 163. Причем
местное
законодательство о
ЕНВД может включать
разрозненный набор
бытовых услуг,
объединенных в ОКУН в
группу с кодом 010000.
В
частности, в этой
группе присутствуют
прочие услуги
непроизводственного
характера (код 019700). К
ним, в свою очередь,
относятся следующие
бытовые услуги
справочно-информационной
службы: по выдаче
справок (код 019725); по
заполнению бланков,
написанию заявлений,
снятию копий (код 019726);
по выполнению
переводов с одного
языка на другой (код
019753) и др.
На
самом деле к
формулировке "справочно-информационная
служба" судьи
относятся
снисходительно. Они
могут признать
плательщиком ЕНВД
индивидуального
предпринимателя,
который за плату
заполняет бланки
гражданам при покупке
ими автомобилей и
вовсе не претендует на
звание какой-то
справочной службы (Постановление
ФАС Восточно-Сибирского
округа от 08.02.2007 N А33-6729/06-Ф02-95/07-С1).
В
этом году минфин уже
несколько раз
разъяснял банкам, что
платные услуги
населению по
заполнению бланков,
написанию заявлений,
различной
документации, снятию
копий, по
предоставлению
информации и выдаче
справок являются
бытовыми услугами (код
по ОКУН 019726), которые
облагаются ЕНВД. Если,
конечно, на территории,
где работает банк,
такие бытовые услуги
согласно местному
законодательству
облагаются ЕНВД (письма
от 30.03.2007 N 03-11-04/3/99, от
23.07.2007 N 03-11-04/3/285).
Минфин
в своих письмах
отвергает заверения
банкиров в том, что
подобные услуги
клиентам не являются
самостоятельными и
оказываются только в
совокупности с
расчетными операциями.
Финансисты считают,
что предоставление
бытовых услуг нельзя
квалифицировать в
качестве отдельной
банковской операции
или ее составляющей, а
также в качестве
сопутствующей
банковской операции
услуги, требующей
наличия
соответствующей
лицензии Банка России.
В
ОКУН есть
самостоятельная
группа 10 "Услуги
банков" (код 100000).
Поскольку код этой
группы услуг
отличается от кода
бытовых услуг
населению, то
перечисленные в этой
группе услуги банков к
ЕНВД отношения не
имеют.
Заметим,
что в ОКУН услуги по
копированию, в
частности, упоминаются
несколько раз и в
разных разделах, в том
числе с кодами,
отличными от кода
бытовых услуг. Однако
если библиотека, к
примеру, может
доказать, что прямо
поименованное в ОКУН
среди услуг библиотек
изготовление копий не
является бытовой
услугой, то
большинству иных
налогоплательщиков
уклониться от
квалификации их услуг
по ксерокопированию
как "вмененных"
бытовых услуг гораздо
сложнее.
Так,
ФАС Северо-Западного
округа два раза по
кругу рассматривал
дело почтовой службы,
которая пыталась
отбиться от вмененного
налога по услугам
ксерокопирования,
ссылаясь на похожие
услуги из ОКУН, но с "небытовым"
кодом. Окружных судей
не убедили даже
разъяснения (правовая
позиция)
Территориального
органа Федеральной
службы
государственной
статистике по городу
Москве и Федерального
агентства по
техническому
регулированию и
метрологии
относительно
правильности
применения положений
ОКУН. Хотя эти бумаги
были в пользу
почтальонов, арбитры
все же вменили им ЕНВД.
Налогоплательщику
предложили заплатить
ЕНВД и пени, а заодно
штрафы за неуплату
налога и
непредставление
налоговых деклараций
по ЕНВД (постановление
от 27.07.2007 N А56-27017/2005).
В
отличие от библиотек у
банков в их перечне
банковских услуг для
населения из ОКУН нет
ничего похожего на
ксерокопирование, а
также на заполнение
вместо клиентов
документации и
предоставление им
справочной информации.
Ссылка на
неопределенные "другие
операции по
банковскому
обслуживанию клиентов"
(код 103306) при наличии
прямо поименованных
бытовых услуг и мнения
по этому поводу
минфина не создает
перевеса в пользу
банков.