Впрочем, несмотря на крупный размер, особо развитым рынок лизинга грузового транспорта пока не назовешь. На нем явно прослеживается ситуация, аналогичная той, что наблюдалась в течение нескольких лет на рынке потребительского экспресс-кредитования, когда тот только-только становился на ноги.
Как и розничные банки лет пять назад,
лизинговые компании стараются не
оперировать понятием процентной ставки,
поскольку, по их мнению, клиенту она ни о чем
не скажет -- по той простой причине, что
ежемесячные платежи могут быть выстроены
совершенно по-разному, а стало быть, при
одинаковых процентных ставках абсолютные
значения как ежемесячных выплат, так и
итоговой переплаты могут существенно
различаться. Вместо процентной ставки
лизинговые компании делают акцент на более
земном в их понимании понятии -- конечном
удорожании предмета лизинга, например того
же грузовика. Что касается процентных
ставок, то в договорах сегодня фигурируют
цифры и 14%, и 16%, и 18% годовых в рублях.
Средний объем сделки по продаже в лизинг
грузового автотранспорта составляет $200 тыс.
Для сравнения: в целом по лизингу
автотранспорта этот показатель составляет
около $100 тыс. Крупнейшими игроками в данном
сегменте являются как лидеры рынка лизинга
в целом -- например, "Глобус-лизинг", "Интерлизинг",
"Номос-лизинг Северо-Запад", так и
кэптивные лизинговые компании таких
производителей грузовой техники, как Volvo,
Scania, Eveco, Man.
"Конечно, точной
статистики в разрезе именно рынка лизинга
грузовых автомашин никто не ведет, но
очевидно, что его годовой рост составляет
не менее 30 процентов, -- говорит начальник
отдела лизинга автотранспорта ЗАО "Номос-лизинг
Северо-Запад" Михаил Лысков. -- Главными
направлениями работы в сфере лизинга
грузового автотранспорта стали сейчас
продажи в лизинг седельных тягачей и
самосвалов, а также другой грузовой техники,
применяемой в строительстве. Это связано с
тем, что в регионе активно развиваются
строительная отрасль и портовая
инфраструктура, запускаются все новые и
новые грузовые терминалы, в результате
потребность в услугах перевозчиков растет.
Соответственно, на волне этого роста и
строители, и перевозчики закупают все новые
и новые машины. У нас в этом году был случай,
когда одна компания сперва закупила в
лизинг пять седельных тягачей, затем еще
пять, а на сегодня общее число переданных ей
в лизинг тягачей составляет уже 20 единиц.
Были и покупки разом 10 самосвалов -- цена
сделки составила приблизительно $2 млн".
Одной из основных
тенденций на рынке лизинга грузового
автотранспорта, по словам Михаила Лыскова,
является то, что клиенты лизинговых
компаний стали меньше интересоваться
покупкой грузовых машин, уже побывавших в
эксплуатации. "Клиенты стали
предпочитать новые машины, даже трехлетняя
техника многих уже не устраивает, хотя еще
год назад спрос на бывшие в употреблении
машины был весьма высок, -- отмечает
господин Лысков. -- Разница в цене между
бывшими в употреблении и новыми машинами
сейчас составляет примерно 30-40 процентов,
однако у многих компаний, тех же строителей,
появились средства для того, чтобы не
рисковать лишний раз, покупая, скажем,
бывший в употреблении самосвал".
Специфика работы
на рынке лизинга грузового транспорта
заключается в том, что грузовики чуть менее
ликвидный товар, нежели легковые
автомобили. Их вторичный рынок не так
сильно развит и постоянно сужается из-за
уже упомянутой тенденции отказа многих
клиентов покупать технику, побывавшую в
эксплуатации, степень интенсивности
которой покупателю зачастую сложно оценить.
"Поэтому мы предъявляем к
лизингополучателям грузовой техники чуть
более жесткие требования по сравнению с
требованиями к тем компаниям, что оформляют
в лизинг легковые автомобили, -- отмечает
господин Лысков. -- Впрочем, в целом здесь,
как и в сфере лизинга легковых автомашин,
существует тенденция постепенного отказа
лизинговых компаний от некоторых
требований и упрощения процедур оформления
договоров. В частности, наша компания в
начале следующего года планирует сократить
размер обязательного авансового платежа с
20 процентов до 10-15 процентов".
"Основной
тенденцией на рынке является развитие
лизинга седельных тягачей. Причем, опираясь
на анализ закупок нашей компании, могу
сказать, что этот вид грузовой техники
лидирует с отрывом от остальных, в том числе
и от самосвалов, которые прочно занимают
второе место, -- говорит Вячеслав Спиров,
руководитель направления лизинга
грузового автотранспорта ООО "Интерлизинг".
-- Рынок продолжает расти довольно большими
темпами, причем одним из факторов роста
является Сочи как инвестиционный проект.
Пока заявок от строителей под реализацию
проектов в Сочи у нас немного, но очевидно,
что в следующем году нас ждет увеличение
количества заказов от петербургских,
московских и региональных строительных
компаний".
Господин Спиров
отмечает, что сроки поставки грузовиков
начали сильно смещаться во времени. По его
словам, обыденной ситуацией является
поставка через полгода, и для
производителей, ввиду ажиотажа, важнейшую
роль начинает играть размер получаемого
ими авансового платежа и срок, когда он
поступает к ним на счет. "Растет и сегмент
экспресс-лизинга, когда срок заключения
лизингового договора сокращается до трех
дней вместо обычного срока в десять и более
дней, -- говорит господин Спиров. -- Но
необходимо учитывать, что по экспресс-программам
существует ограничение по объему сделки. У
нас, например, этот лимит составляет ?300 тыс.".
Удорожание техники,
передаваемой в лизинг, при 20-процентном
авансовом взносе составляет примерно 8% в
год, поясняет начальник отдела лизинга
автотранспорта ЗАО "Номос-лизинг Северо-Запад".
То есть если вы покупаете в лизинг сроком на
пять лет самосвал Volvo по цене ?120 тыс. по
курсу 35,2 рубля, что составляет 4,224 млн
рублей, то вам необходимо будет заплатить
лишь 840 тыс. рублей и затем ежемесячно
выплачивать определенную, постоянно
снижающуюся сумму. За первый месяц
лизинговый платеж составит 113 тыс. рублей,
за последний месяц -- 57 тыс. рублей. И в итоге
в рассрочку на пять лет самосвал обойдется
компании лишь на 40% дороже: его конечная
цена при продаже в лизинг составит 5,914 млн
рублей.
Бурной конкуренции
на рынке лизинга грузового транспорта нет,
но, конечно, у клиентов в последнее время
появилось больше предложений от разных
компаний. Поэтому компании -- лидеры на этом
направлении бизнеса вынуждены снижать свою
маржу, даже несмотря на то, что сейчас, в
ситуации, когда на финансовых рынках до сих
пор не улеглась буря, вызванная кризисом на
рынке ипотеки США, для этого не самое
подходящее время. Правда, по мнению
большинства опрошенных Ъ экспертов,
проблемы с ликвидностью на мировых
финансовых рынках серьезно на бизнесе
лизинговых компаний, в том числе в сфере
грузового автотранспорта, не отразились.
"В основном кризис оказал негативное
влияние на валютные кредиты, однако
подавляющее большинство клиентов и без
того уже давно начали интересоваться
сделками, номинированными в рублях -- той
валюте, в которой они получают свои доходы",
-- утверждает Михаил Лысков.