Страница: 1/2
В последние два месяца на российском рынке автокредитования начали работать сразу два мощных игрока. Дочерние банки "Тойота Мотор" и "ДаймлерКрайслер" кредитуют покупку автомобилей Toyota, Lexus, Mercedes-Benz и Jeep под 9% годовых и обещают снизить ставки. Благодаря поддержке депутатов, их примеру скоро последуют и собственные банки других зарубежных автоконцернов.
Они
намерены со временем вытеснить остальные
учреждения с рынка кредитных продаж своих
автомобилей. В результате, считает
корреспондент "Ъ-Авто" Светлана
Дементьева, возможность выбрать банк при
покупке машины в кредит может остаться
только у поклонников продукции российского
автопрома или поддержанных иномарок.
Первые ласточки
Дорогу на российский рынок автокредитования
кэптивным, то есть собственным, банкам
зарубежных автоконцернов проложил Тойота
Банк. В апреле этого года ЦБ
зарегистрировал российскую банковскую "дочку"
одного из крупнейших мировых
производителей автомобилей "Тойота
Мотор". Необходимую для начала работы
лицензию русско-японский автобанк получил
в июне. А в начале сентября публично сообщил
о начале операционной деятельности в
России.
Юридически Тойота Банк не является прямой
"дочкой" российской "Тойота Мотор".
99% акций банка принадлежит немецкому Toyota
Kreditbank GmbH, 1% владеет Toyota Leasing GmbH (Германия).
Toyota Kreditbank GmbH является опорным банком Toyota в
Европе, вся финансовая экспансия
осуществляется через открытие им филиалов
и подразделений, в том числе и в России. 100%
Toyota Kreditbank GmbH принадлежат Toyota Financial Services --
компании, управляющей всеми финансовыми
структурами, принадлежащими автоконцерну.
Toyota Financial Services, в свою очередь, принадлежит
корпорации Toyota Motor.
На момент официального объявления Тойота
Банка о начале операционной деятельности в
России подразделения банка работали только
в двух официальных дилерских центрах Toyota и
Lexus на Рублевском шоссе. Сейчас получить
кредит можно также в "Тойота-центрах" в
Кунцеве, Измайлове, Коломенском. К началу 2008
года банк намерен открыть отделения во всех
16 официальных дилерских центрах в Москве. В
планах на 2008 год выход в регионы. Первым
станет Санкт-Петербург.
Вслед за Тойота Банком за практическое
освоение российского рынка автокредитования
взялся ДаймлерКрайслер Банк Рус,
зарегистрированный ЦБ в июле этого года.
Правда, в связи с "разводом" Daimler и Chrysler
определенности с юридической
принадлежностью российской банковской "дочки"
распавшегося концерна нет. Напомним, в
августе Daimler AG продал 80,1% убыточного
американского подразделения частному
инвестфонду. В результате совместный
российский банк бывших партнеров по
бизнесу, скорее всего, повторит судьбу
немецкого DaimlerChrysler Bank, который остался за
Daimler AG и будет переименован в Mercedes-Benz Bank.
Однако пока раздел немецко-американского
автомобильного бизнеса ДаймлерКрайслер
Банк Рус не затронул. В октябре он начал
выдавать автокредиты на покупку как
американских, так и немецких автомобилей.
При этом у немцев не такая стратегия
кредитования, как у японцев. Они
предпочитают не идти из центра в регионы, а
одновременно развивать собственные
кредитные программы в Москве и в регионах.
Информацию о начале выдачи кредитов
ДаймлерКрайслер Банком официальные дилеры
Chrysler и Daimler подтвердили и в Москве, и в Санкт-Петербурге,
и в Сибири.
Вызов сделан
Тойота Банк выдает кредиты на все модели
новых автомобилей марок Lexus и Toyota на срок от
года до пяти лет в долларах, евро и рублях.
Ограничений по сумме кредита нет.
Минимальный первоначальный взнос -- 20%, при
этом в кредит можно включить страховку за
год. Ставки по кредитам на все модели
составляют 9-9,5% годовых в валюте и 11-11,5% в
рублях в зависимости от варианта
подтверждения дохода (официально или нет).
ДаймлерКрайслер Банк тоже кредитует
только новые машины на неограниченную
сумму на срок от года до пяти, но
исключительно в долларах и евро.
Минимальный первоначальный взнос у
немецкого банка в два раза ниже, чем у
японского: всего 10%. Кредитная ставка
составляет 9% годовых. При этом покупателя
не должны вводить в заблуждение
предлагаемые банком ставки: 2,9% годовых по
автомобилям Mercedes классов от А до Е, 6,9%
годовых по машинам класса R, SLR и CLS или Jeep
Cherokee, а то и вовсе 0%, если кредит выдается на
покупку Jeep Commander. По этим спецпрограммам
банк кредитует под те же 9%, просто часть
кредита субсидирует дилер. Поэтому такие
программы ничем не отличаются от
аналогичных спецпредложений российских
банков.
Оба банка принимают решение о выдаче
кредита в течение одного дня. Своим
основным достоинством они считают качество
и сервис. Покупателю не придется метаться
между банком и салоном, поскольку
оформление документов и сама сделка
проводятся в салоне дилера. При конвертации
валютного кредита в рубли используется
курс Центробанка, что позволяет немного
сэкономить на конвертации. Тойота Банк
также предоставляет возможность изменить
дату ежемесячного платежа, что удобно в
случае изменения графика выплаты зарплаты.
Вопреки раздающимся в последнее время
заявлениям некоторых чиновников о
незаконности дополнительных комиссий и
штрафов с заемщиков банки крупнейших
автоконцернов ими не брезгуют. Тойота Банк
за предоставление кредита берет комиссию
от 50 до 100 долларов или евро в зависимости от
валюты кредита. ДаймлерКрайслер Банк
называет вступительный платеж
единоразовой комиссией за ведение ссудного
счета и взимает при выдаче 0,25% от суммы
кредита, но не менее {euro}250 в валюте договора.
Санкции за просрочку платежа Тойота Банку
составляют 0,2% от суммы платежа за каждый
календарный день просрочки.
ДаймлерКрайслер берет 0,6%. Мораторий на
досрочное погашение в Тойота Банке
распространяется на первые шесть месяцев с
момента выдачи кредита (в ДаймлерКрайслер
Банке -- три). В период с седьмого по
двенадцатый месяц от выдачи кредита японцы
взимают штраф за досрочное погашение в
размере 2% от суммы досрочного платежа.
Немцы берут 2,5% в четвертый-шестой месяцы.
Минимальная сумма досрочного погашения
тоже ограничена $2 тыс. в ДаймлерКрайслер
Банке и $1 тыс. в Тойота Банке сверх размера
ежемесячного платежа.