Страница: 1/2
Рост предпринимательства в Азербайджане сдерживается отсутствием финансовой поддержки.
Азербайджан - рай для малого бизнеса... из Турции. Местным жителям не до предпринимательства. Кому-то вполне хватает нефтедолларов. Кто-то нашел себе работу за рубежом. Азербайджанцы гоняют подержанные автомобили из Европы и США, а в России успешно торгуют на рынках, строят дома и делают евроремонты.
Те бизнесмены,
которые все же остались дома, наукой,
производством и сельским хозяйством себя
не напрягают. Их удел - торговля, мелкое
ремесло и сбор камней...
Азербайджан в этом году удивил весь мир.
Рост ВВП страны за восемь месяцев 2007 года
составил 34,5%, или более 8 млрд. долл. чистого
дохода. Уникальный показатель. И, как
говорят сами азербайджанцы, это далеко не
предел. Новую высоту правительство
прикаспийского государства готово осилить
уже в следующем году.
Распахнутые двери и форточки
Иностранцы в восторге от бывшей советской
республики. Ее правительство регулярно
принимает участие во всевозможных
международных экономических саммитах и
конференциях, настойчиво зазывая
иностранных бизнесменов и инвесторов к
себе на родину. Уже сформировались
устойчивые отношения с Исламским и
Азиатским банками развития, Фондом
развития ООН, Всемирным банком. Проведена
существенная работа в сторону вступления
страны в ряды ВТО.
Результаты не заставляют себя ждать.
Азербайджан на мировом уровне признан
страной, благоприятной для инвестиций. По
оценке таких авторитетных организаций, как
Hermes Kreditfezzixerung AG и Организации
экономического сотрудничества и развития (OECD),
страна находится на уровне 6-й категории
инвестиционного риска. Для примера,
аналогичная категория риска среди стран
СНГ присвоена только России и Казахстану, а
из ближайших соседей Азербайджана - Турции.
Банковский рейтинг Азербайджана также не
низкий - "В+". А о том, что Азербайджану
доверяют осторожные иностранцы, говорит
тот факт, что основные инвесторы страны -
Швейцария, Австрия и Великобритания.
А воз и ныне там
Но если приглядеться к сухим
статистическим отчетам, видно, что львиную
долю внутреннего валового продукта
составляют результаты производства
нефтегазовой промышленности. Доля не
нефтяного продукта в общем ВВП - менее 30%.
При этом сельское хозяйство обеспечивает
менее 4, а строительство - менее 7% ВВП. И даже
сфера услуг в Азербайджане не в почете - ее
доля в общем ВВП составляет всего 19%. К слову
сказать, в странах с развитой рыночной
экономикой доля сферы услуг - минимум 50% от
ВВП.
Малых фирм в Азербайджане мало. В целом на
территории Азербайджана действует около 170
тыс. малых и мелких предприятий. Из них
около 120 тыс. - это индивидуальные
предприниматели, оформленные без статуса
юридического лица.
Такой численный минимализм малого и
среднего бизнеса стал серьезным поводом
для дополнительных призывов иностранцев к
инвестициям в данный сектор
азербайджанской экономики. Правительство
сперва приняло ряд весьма перспективных,
правда только на бумаге, программ о "Государственной
поддержке развития предпринимательства в
Азербайджанской Республике", "О
поддержке малого и среднего
предпринимательства", "О развитии
малого бизнеса". Малый и средний бизнес
объявили одним из приоритетных направлений
экономики страны. Бизнесменам пообещали
поддержку, а у иностранных организаций
получили льготные займы и субсидии. И
завертелось...
Малый бизнес Азербайджана зажали
постоянно возрастающей арендной платой,
коррупцией чиновников и непосильным
бременем налогов. Налоговая политика,
проводимая правительством, по существу,
направлена на всяческое изживание мелкого
и малого предпринимательства. Если
бизнесмены станут платить налоги честно и
полностью, в их распоряжении останется не
более 5-10% чистой прибыли. О налоговых
льготах и субсидиях речь вообще не идет.
Выход из ситуации - "черная" или "серая"
схема ведения бизнеса. Как результат -
постоянное задабривание проверяющих и
контролирующих чиновников.
Расходы на взятки и поборы у
азербайджанских предпринимателей средней
руки - отдельная статья. С одной стороны,
государство постоянно клянется в любви к
малому и среднему бизнесу. А с другой - на то,
чтобы получить элементарные справки,
разрешения и лицензии, уходят месяцы. К
примеру, на регистрацию юридического лица
фирма должна потратить не менее 53 дней. Для
получения разрешения на ведение экспортных
операций необходимо собрать более 7
документов, засвидетельствованных
подписями 40 чиновников. Импортные операции
даются предпринимателям еще сложнее -
разрешение может быть получено на
основании 18 документов с 55 официальными
подписями. Но и после регистрации
расслабляться нельзя - до 40 разных
министерств и ведомств имеют право
проверять предприятие.
Рост и развитие предпринимательства
сдерживаются отсутствием финансовой
поддержки. Личные накопления
предпринимателей и их семей невелики. Их
хватает на открытие торговой точки,
максимум - оптовой компании.
А вот на развитие производства, научной
деятельности денег у азербайджанцев нет. И
взять их негде. Вроде бы страна купается в
валюте. Но из 8 млрд. долл.
консолидированного бюджета правительство
более 1 млрд. тратит на военные расходы и
содержание армии. И это при том, что у той же
Армении 1 млрд долл. - это размер всего
государственного бюджета.
Поэтому кредиты и займы в Азербайджане
одни из самых дорогих в СНГ. Процентная
ставка доходит и до 30-40% годовых.
Не развито в стране и информационное
обеспечение малого бизнеса. Лавочники и
мелкие семейные фирмы не ведают о
специальных государственных программах,
льготах, дотациях, субсидиях. Плюс ко всему
в бывшей советской республике существует
нехватка спецоборудования.
Поэтому страна живет преимущественно за
счет импорта. И кому больше всего
перепадает от продажи каспийской нефти, так
это турецким предпринимателям. Они с
удовольствием одевают и обувают
азербайджанцев, кормят их своими
продуктами и развлекают турецкими
сериалами и ток-шоу. Любопытно, что Турция
меньше всех вкладывает в экономику
Азербайджана. Так, на долю США приходится 11%
иностранных инвестиций, Японии - 12%,
Норвегии - 8%. На долю же стамбульских бизнесменов
приходится всего 6% зарубежных инвестиций.
Однако главным импортером товаров
народного потребления и продуктов является
Турция. С нею же подписан ряд соглашений о
сотрудничестве, в том числе о
взаимовыгодных двусторонних связях в
области малого и среднего
предпринимательства.