Страница: 1/3
Рынок лизинга Северо-Запада, демонстрировавший в первом полугодии высокие темпы роста, столкнулся осенью с проблемой привлечения средств и несколько затормозил в развитии
На протяжении последних пяти лет рынок
финансовой аренды Северо-Запада в среднем
увеличивался на 100% в год. В январе-июне 2007
года высокие темпы роста сохранялись,
однако во второй половине года у лизинговых
компаний возникли сложности с привлечением
средств в банках и на долговом рынке
вследствие ухудшения ликвидности на
отечественном финансовом рынке.
Некоторые
компании отложили размещение облигаций до
лучших времен, не желая платить инвесторам
по 16-18% годовых вместо привычных 10-12%. Банки -
основные доноры лизингодателей - тоже
повысили ставки на один-два процентных
пункта (до 12-13% годовых), а отдельные
кредитные организации и вовсе перестали
одалживать лизинговым компаниям. Все
это повлекло за собой удорожание
финансовой аренды.
"Наложение моратория на кредитование
сделок со стороны банков заставило лизинговые
компании отвлекать собственные оборотные
средства на финансирование сделок", -
говорит финансовый директор компании "ПЛ-Лизинг"
Марина Климова. По словам генерального
директора "ПЭБ Лизинг" Александра
Михайлова, из-за нехватки средств на рынке
затягивается финансирование крупных
проектов. "Пока непонятно, как повлияет
финансовый кризис на развитие лизинга в
будущем, но уже сегодня можно говорить, что
ряд лизинговых компаний не в состоянии
финансировать сделки и вынуждены
переносить их на более поздние сроки", -
отмечает директор компании "Грузомобиль-Лизинг"
Вячеслав Братчиков.
-----------------
Как мы считали
Исследование рынка финансовой аренды
Северо-Запада проводилось путем
анкетирования лизинговых компаний,
осуществляющих деятельность на территории
Северо-Западного федерального округа (СЗФО).
В проекте участвовали лизинговые
компании, зарегистрированные на территории
СЗФО, а также ведущие деятельность на
Северо-Западе филиалы головных компаний,
зарегистрированных в других округах.
Основная цель рейтинга - выявить наиболее
динамично развивающиеся лизинговые
компании региона.
Компании ранжировались по нескольким
показателям: объем нового бизнеса, текущий
портфель, объем полученных лизинговых
платежей и объем профинансированных
средств.
Под объемом нового бизнеса (реальными
новыми сделками) мы понимаем лизинговые
сделки, по которым закуплено оборудование
для передачи в лизинг по договору либо
получен аванс лизингополучателя.
Текущий портфель компании оценивается по
объему полученных лизинговых платежей
или по остаточной стоимости текущих сделок.
Объем полученных лизинговых платежей
- сумма платежей по договорам лизинга,
перечисленных на расчетный счет
организации в течение отчетного периода,
включая доходы от ремаркетинга (от продажи
оборудования, изъятого у лизингополучателя),
полученные компанией в течение отчетного
периода.
Объем профинансированных средств -
средства, потраченные лизинговой
компанией в отчетном периоде для
исполнения текущих сделок (закупка
оборудования, получение лицензий, монтаж и
прочие расходы, произведенные лизингодателем).
-----------------
Тяжелая техника уходит легко
Автолизинг и лизинг строительной
техники - самые быстрорастущие и емкие
секторы рынка финансовой аренды на Северо-Западе,
обеспечивающие в среднем 48% доходов
компаний. Высокий спрос на легковой
автотранспорт сохраняется на протяжении
многих лет. И хотя по количеству сделок
сектору легковых автомобилей нет равных, по
денежному обороту лидируют грузовой
транспорт и строительная техника. Во-первых,
грузовик или трактор стоит в несколько раз
больше легкового автомобиля. А во-вторых,
спрос на тяжелую технику постоянно растет
вслед за объемами строительства на Северо-Западе.
Дело дошло до того, что строительным и
транспортным компаниям приходится по пять-семь
месяцев ожидать седельного тягача,
самосвала, автобетононасоса или
асфальтоукладчика. И это относится не
только к технике германского, французского
или шведского производства, но и к
продукции отечественных автозаводов. Те лизингополучатели,
которые не готовы стоять в очереди за
автомобилями, покупают китайские аналоги.
"В этом году резко вырос спрос на
китайские грузовики Howo грузоподъемностью
от 20 до 30 тонн. В зависимости от
комплектации их цена варьируется от 2,1 до 2,4
млн рублей. Примерно столько же стоит
отечественный СКАМАЗ», но срок поставки
китайских самосвалов гораздо меньше. Чаще
всего они стоят на торговых площадках
дилеров, а СКАМАЗ» надо ждать три-четыре
месяца. Особой популярностью в этом году
пользуются автобетононасосы российского и
корейского производства (спрос на них вырос
в несколько раз), а также бортовые машины с
гидроманипуляторами, используемые для
погрузо-разгрузочных работ", - отмечает
Вячеслав Братчиков.
Быстрее, проще, дешевле
Лизингом транспортных средств
занимаются практически все компании,
представленные на рынке финансовой аренды
Северо-Запада. А посему конкуренция в этом
секторе самая высокая. Как следствие, маржа
минимальная - от 0,5 до 3%. Снижается размер
аванса: еще год назад он составлял в среднем
30% от суммы сделки, а в этом - уже 20%. "И хотя
практики безавансовых сделок пока нет (этот
вариант все-таки для горячих голов), не
исключено, что со временем лизинговые
компании для привлечения клиентов начнут
предлагать и такие схемы работы", -
считает Вячеслав Братчиков.
Заманить клиента только низкими тарифами
все труднее и труднее, и лизингодателям
приходится идти на дополнительные траты,
оказывая сопутствующие услуги.
Избалованные повышенным вниманием клиенты
уже не удивляются, когда им предлагают
услуги по страхованию приобретаемых
транспортных средств, таможенной очистке,
проведению технического осмотра и даже
берут на хранение зимнюю и летнюю резину. По
словам директора петербургского филиала
"Райффайзен-Лизинг" Андрея
Донченко, особый интерес у клиентов вызвала
новая услуга, позволяющая приобретать в лизинг
легковые автомобили с дополнительным
сервисом, связанным с эксплуатацией
транспортного средства (техническое
обслуживание, мойка, хранение колес,
заправка).
Вместе с предоставлением дополнительных
сервисов лизинговые компании
максимально упрощают условия (иногда
достаточно заполнить одну анкету), а также
сокращают сроки проведения сделок по лизингу
автотранспорта. "Скоринговые программы -
актуальная тенденция на рынке. Они
позволяют упростить стандартные лизинговые
процедуры и сократить время принятия
решений при рассмотрении лизинговой
заявки до одного дня. Кроме того,
скоринговые программы подразумевают
минимальный пакет документов со стороны лизингополучателя",
- объясняет генеральный директор "Техноспецсталь-Лизинг"
Ольга Жарницкая. При этом она отмечает, что
такая стандартизация подходит для лизинга
относительно недорогих видов ликвидного
автотранспорта и техники, например
легковых автомобилей. Ограничением
является стоимость предмета лизинга -
до 10 млн рублей.
"В прошлом году такие программы
существовали только для лизинга
легкового автотранспорта, а теперь они
получили развитие в направлениях лизинга
строительной техники и грузового
автотранспорта", - говорит генеральный
директор "Интерлизинг" Кирилл Царев.
Некоторые старожилы рынка - крупные
компании с пятнадцатилетним стажем -
воспринимают это новшество настороженно,
считая, что оно приведет к росту неплатежей,
объем которых на сегодняшний день
составляет примерно 1% от суммы сделок. Но
сопротивляться рыночным тенденциям они не
в силах, поскольку после отмены в 2002 году
лицензирования лизинговой
деятельности на рынке постоянно появляются
новые агрессивно настроенные игроки,
которые энергично осваивают лизинг
автотранспорта и уже жадно поглядывают на
весьма перспективный, но пока
слаборазвитый сектор коммерческой
недвижимости.