Сегодня в конкуренции на рынке выигрывают те лизингодатели, которые умеют находить гибкие схемы обслуживания лизинговых сделок.
Рынок лизинга развивается, как мы и прогнозировали, приливами и отливами. Если весна и лето были отмечены всплеском обращений клиентов по поводу лизинговых сделок, то последние два месяца на рынке наблюдается некоторое затишье.
Особенно в
небольших лизинговых компаниях. Больше
всего отлив затронул сектор промышленного
оборудования. И меньше - автолизинга.
Однако замедление темпов роста в этом
сегменте в 2007 году также заметны: если в 2006
году они достигали 40% (по другим данным -
50-70%), по сравнению с 2005-м, то сегодня этот
показатель прогнозируется на уровне около
30% (по другим данным - 40-50%) по отношению к 2006-му.
Для этого есть ряд причин. Одна из них -
общая ситуация в регионе.
Предприятия вынуждены тратить огромные
средства на модернизацию. Это отражается на
их общем состоянии. Как следствие - эксперты
финансового рынка предупреждают банки и,
соответственно, зависимые от них лизинговые
компании о росте рисков по обслуживанию лизинговых
сделок. И ситуация на рынке сегодня резко
изменилась. Если весной ставки на услуги лизинговых
компаний и их требования к лизингополучателям
слегка уменьшились, то теперь они ощутимо
растут.
Гибкий подход к клиентам
Выигрывают сегодня те лизингодатели,
которые умеют находить гибкие схемы
обслуживания лизинговых сделок. В
частности, именно благодаря этому в
Петербурге сформировался устойчивый круг
компаний, в которых выделили автолизинг как
приоритетное направление деятельности. Это,
в первую очередь, - Carcade, Europlan и `Стоун-XXI`.
Считается, что именно они удерживают в этом
сегменте наиболее прочные позиции.
И это неудивительно. В Carcade, например,
предлагают два очень заманчивых для
клиентов лизинговых продукта `Лизинг
0%` и экспресс-лизинг.
По сути, в данном случае, используют
ритейловые `фишки`, позаимствованные у
банков, где уже давно опробованы
беспроцентные потребительские кредиты и
экспресс-кредиты. Разница в том, что при лизинговых
схемах скидку, в которую закладываются
проценты по финансированию, клиенту
предоставляет поставщик товара или дилер, а
не магазин, как при потребительском
кредитовании. Иными словами: свое
вознаграждение лизинговая компания
получает не от клиента, которому,
соответственно, не нужно переплачивать за
товар.
Больше всего система предоставления
льгот развита у представителей мирового
автопрома, которые реализуют свою
продукцию напрямую через автосалоны. Как
правило, с их помощью зарубежные
производители стимулируют продажи
определенных видов автомобилей. Это могут
быть и грузовики, и `легковушки`.
На первых порах `бонусы` перекладывали
сначала через доверенные банки
автоконцернов на Западе, потом через их
партнерские банки в РФ и, наконец, дело
доходило до лизинговых компаний.
Понятно, что на каждом этапе снималась
маржа, и клиенту доставалась лишь небольшая
скидка.
Постепенно стали формироваться прямые
схемы, позволившие в итоге получить более
привлекательные условия автолизинга.
Ниш много, но все они заняты
При кажущейся высокой степени
соперничества между компаниями за клиентов
на самом деле рынок Северо-Запада в
сегменте автолизинга становится скорее
структурированным, чем конкурентным.
Например, компании `Автолизинг`, `ПЛ-лизинг`
- вроде бы конкуренты, когда речь заходит о
приобретении легковых автомобилей.
Но в действительности начинает
проявляться множество сопутствующих
сделкам нюансов, вытекающих из
взаимоотношений между автосалонами,
банками и страховыми компаниями, которые
образуют своеобразные пулы. И нередко у
клиента, если он хочет приобрести машину
определенной марки, выбор остается
небогатый. Он еще меньше, если автомобиль
потом эксплуатируют не в Петербурге, а в
других субъектах СЗФО.
Если понадобится срочный кредит, то
обстоятельства могут сложиться так, что
придется обращаться не к ним, а, скажем, в `Экспресс
лизинг`, если потребуется срочное
оформление сделки.
Аналогично - в сфере грузовиков и
спецтехники. Теоретически ими занимаются в
`Интерлизинге`, `Райффайзен-Лизинге` и в `Лизинговой
компании `КамАЗ`. Однако если коснется
спецтехники, то клиент, скорее всего,
предпочтет `Интерлизинг`. Если понадобятся
импортные автофуры, то - `Райффайзен-Лизинг`.
А если отечественные грузовики и навесное
оборудование к ним, то - `Лизинговую
компанию `КамАЗ`.
Когда приобретают новый пассажирский
транспорт, перевозчики нередко обращаются
в `Петербургскую лизинговую компанию`. А
когда предстоит сделка с бывшим в
употреблении подвижным составом, то - в `Политронику`.
Потому что схемы лизинга предлагаются
разные.
Впрочем, сегментирование лизинговых
компаний по видам автотранспорта - вещь
неблагодарная. Потому что практически все
они, продвигая специализированные продукты,
рассчитанные на определенные схемы
поставок, не упускают при случае перетянуть
на свою сторону и новых клиентов. Как
правило, тут исходят прежде всего из
необходимости диверсификации
инвестпортфелей, чтобы не было в один
период густо, а потом - пусто.
Кроме того, часто на Северо-Западе
предприятия предпочитают комплексные
услуги, за один заход намереваясь
приобрести и промышленное оборудование, и
автотранспорт.
Таким способом менеджеры экономят время
на подготовку пакета документов, который
требуется при заключении лизинговых
сделок и заодно экономят средства на услуги
консультантов.
Это отчасти объясняет, почему, например, в
компаниях `ЗЕСТ`, `Балтийский лизинг`, `Глобус
лизинг`, `Евро Лизинг`, `Компетенс лизинг`,
`Карельская лизинговая компания`
предпочитают не выпячивать автолизинг в
своей деятельности, хотя он и занимает
солидную долю в их портфеле.
А что касается более глубокой
специализации лизинговых сделок, то
соотношение между контрактами на поставки
легковых автомобилей, пассажирского и
грузового подвижного состава, спецтехники,
вместе с навесным оборудованием к ним и
прицепами, год от года колеблется. Тут
многое зависит от маркетинговой стратегии
менеджеров лизинговых компаний.
Среди игроков российского масштаба в
сегменте автолизинга эксперты называют
компании `РТК-Лизинг`, `Магистраль-Финанс`,
`Уралсиб` и `Ханса Лизинг`. Они также
стремятся к проникновению на рынок Северо-Запада.
Локомотив бизнеса
В целом на рынке автолизинга Северо-Запада
действуют около 130 компаний, оказывающих
подобные услуги. По исследованиям компании
SMART Business Solutions, по лизинговым схемам
приобретается каждый третий автомобиль. По
данным `Лизинговой компании `КамАЗ`, -
только каждый четвертый. Самый нижний порог
назван в одном из печатных изданий без
ссылки на источник - 20%.
Такой разнобой в оценках можно объяснить
тем, что в учет попадает информация по
разным типам машин. Но сам по себе факт
говорит о том, что рынок в целом пока нельзя
назвать прозрачным.
Точно так же в оценках объемов сделок.
Эксперты сходятся только в одном:
автолизинг по-прежнему остается
локомотивом для развития лизингового
бизнеса в целом и по объемам начинает
составлять серьезную альтернативу
автокредитам. А по темпам роста автолизинга
Петербург занимает одно из лидирующих мест
в РФ.
Доля продаж автотранспорта в лизинг (%
от всех сделок)
2006 г. - 25,4%
2007 г.* - 26,8%
2008 г.* - 27,7%
2009 г.* - 28,1%
2010 г.* - 28,6%
*- Прогноз
Источник: данные компаний