Бизнесу вновь предложено поделиться сверхдоходами от приватизации.
Как вернуть государству деньги за первую волну приватизации? На этот непростой вопрос попытались ответить авторы законопроекта "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ".
Законопроект официально внесен в Госдуму и
принят к рассмотрению профильными
комитетами. Поскольку его авторами
являются представители партий, прошедших
на выборах в Госдуму, то вероятность его не
формального, а по существу рассмотрения
весьма велика.
Разработчики предлагают собственникам, в
свое время выкупившим предприятия на
залоговых аукционах, уплатить
единовременный налог - 20 процентов от
сверхприбыли за первые десять лет. Как
уверяют разработчики, государство сможет
вернуть в бюджет около 1,5 триллиона рублей.
Законопроект коснется примерно 200 крупных
компаний, относящихся в основном к топливно-энергетическому
комплексу, горнодобывающей,
металлургической и химической
промышленности. Предполагается, что он
может вступить в силу с 1 января 2009 года.
Стоит напомнить, что речь идет о так
называемой "приватизации по Чубайсу"
или "первой волне приватизации" (1992-1998
годы), когда крупные предприятия были
выставлены на аукционы и таким образом
приватизированы. Не секрет: цена покупки
нередко была намного ниже реальной
стоимости.
В начале декабря глава Российского союза
промышленников и предпринимателей
Александр Шохин, ссылаясь на опросы ВЦИОМ,
заявил, что 58 процентов представителей
отечественного бизнеса не против того,
чтобы пересмотреть некоторые
приватизационные сделки 90-х годов. До этого
момента о пересмотре итогов "первой
волны" не вспоминали с 2005 года, когда эту
тему подняла Счетная палата.
В ведомстве Сергея Степашина тогда
подсчитали: за десять лет бюджету был
нанесен ущерб в 905,61 миллиарда рублей.
Основная часть нарушений - "нечеткое
описание и недооценка активов".
Текста нового законопроекта пока нет в
информационной базе Госдумы, однако, по
словам разработчиков, налоговая база будет
рассчитываться как разница между чистой
прибылью, полученной предприятием за
первые десять лет его деятельности, и
первоначальной ценой приобретенных акций (долей,
паев). Если разница окажется положительной,
полученную сумму предлагается обложить
налогом. Как уточняет один из авторов,
инициатива коснется только тех, кто
приобрел компании на первичном рынке в ходе
залоговых аукционов, добросовестных
покупателей это не затронет. Исключение
сделают и для тех, кто перекупал
собственность позже.
Эта инициатива, убеждены представители
предпринимательского сообщества, ударит по
наиболее успешным предприятиям. Как заявил
обозревателю "Российской бизнес-газеты"
заместитель главы комитета РСПП по
налоговой и бюджетной политике Сергей
Беляков, законопроект - попытка с помощью
псевдопростых решений решить достаточно
болезненный вопрос. "Инициатива носит
абсолютно популистский характер, - говорит
Беляков. - Собственникам, которые приобрели
предприятия, пусть по низкой цене, но на
стадии упадка, и сумели повысить их
капитализацию, придется выплатить больше,
чем неэффективным владельцам. Даже
обсуждение таких вопросов способно
ухудшить инвестиционный климат в стране".
В РСПП сомневаются в перспективах
законопроекта, поскольку он нарушает нормы
налогового законодательства. К примеру,
принцип нейтральности, то есть
обязательства по уплате налога вводятся в
зависимости от способа приобретения
имущества.
- Введение налогов задним числом не
соответствует нормам Налогового кодекса, -
добавляет генеральный директор компании
"Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. -
Если закон впоследствии кто-то захочет
оспорить, он будет 200 раз прав. И что такое
сверхприбыль? В правовой терминологии нет
такого понятия. В обосновании документа
должно быть четко сформулировано, в какой
мере законно тот или иной собственник
получил доходы, а это сложный вопрос. По
законам того времени многие действовали
правомерно.
- Очередное предложение, которое призвано
держать общество в напряжении, -
возмущается генеральный директор компании
"ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. -
Авторы путаются в понятиях, предлагают
очень странную селекцию бизнеса - тот, кто
получил собственность через залоговые
аукционы, должен поделиться, а остальные?"
Рассчитать размер налога, считает Микаелян,
будет очень непросто, учитывая прошедшую
деноминацию, девальвацию, инфляционные
процессы. Законопроект скорее всего не
получит поддержки, "так как вопросы
собственности крайне скользкие, и тем более
не стоит дразнить гусей на глазах всего
мирового сообщества".
Дискуссии о "возвращении общенародной
собственности", похоже, будут
продолжаться в России до бесконечности.
Между тем в самом налоге ничего
невозможного нет. Последней страной,
которая занималась этим вопросом, была
Великобритания. Windfall tax - "налог на
случайную прибыль" - был введен
лейбористами в 1997 году. Речь шла о
налогообложении сверхприбылей владельцев
приватизированных в 1982-1993 годах
госкомпаний. При этом введению налога
предшествовали... 18 лет внутрипартийных
дискуссий. Однако в России
приватизационный налог скорее
декларируется в зависимости от того или
иного политического момента, чем
обсуждается и рассчитывается всерьез.
Вопросы "У кого возьмем?", "Сколько?"
и главное - "Зачем?" возникали и
возникают при этом как-то мимоходом.