Страница: 1/2
Управляемая катастрофа мировой финансовой системы состоится не ранее 2009 года. Следующие 12 месяцев необходимы ее организаторам, чтобы минимизировать собственный ущерб в будущей драме и максимизировать негативные последствия для растущих конкурентов "западного" глобального проекта.
Начало года - время составления прогнозов.
Дело вроде бы нехитрое, но только на первый
взгляд. Проблема в том, что самое главное в
профессии прогнозиста - обосновать свой
прогноз. Для этого нужно взять несколько
событий из уже прошедшего периода, в нашем
случае - года, втиснуть их в некоторую
тенденцию и потом продлить эту тенденцию на
будущее. Поскольку событий много, а их
комбинаций еще больше, то и тенденций у
различных авторов получается много, и
прогнозы у них получаются различные. Если,
конечно, речь идет о настоящих прогнозистах,
а не о тех, кто подгоняет свои рассуждения
под заранее утвержденный (вариант -
оплаченный) результат.
Не менее важен при составлении прогноза и
выбор ключевых точек, событий, анализ
которых позволяет выявить доминирующие
тенденции. На взгляд автора, за минувший год
их набирается вполне достаточно, чтобы
построить на них вполне отчетливую картину
эволюции мировой экономики в году
наступившем.
Во-первых, к числу серьезных событий можно
отнести то, что впервые официальные
представители "западного" глобального
проекта (к которым, в частности, можно
отнести нового премьера Великобритании Г.
Брауна) начали говорить о том, что
современная структура мировых финансов
нежизнеспособна.
Во-вторых, финансовый кризис в августе для
США нонсенс, август - мертвый сезон в
финансовой сфере. И есть серьезные
основания считать, что он носит рукотворный
характер - речь, возможно, идет о
реструктуризации американской финансовой
системы, попытках ее серьезного
оздоровления.
В-третьих, операция по созданию "центра
силы" в Евросоюзе (заключение
Лиссабонского договора,
предусматривающего введение постов
президента и министра иностранных дел ЕС)
была во многом проведена вопреки интересам
основных союзников Вашингтона в регионе.
Такие жертвы США, вообще говоря, не
свойственны, и, значит, что-то очень
существенное они должны были получить
взамен. Скорее всего - поддержку Европы в
части создания системы "атлантического
единства". В этом смысле попытка
реструктуризации американских финансов
понятна: без нее объединение двух
финансовых систем - США и ЕС - просто
невозможно.
Но самыми главными все-таки стали другие
два события. Одно - смена политики ФРС США,
разворот от политики повышения ставки к ее
снижению. Причем разворот этот не был
очевидным: даже в рамках голосования членов
комитета по открытым рынкам ФРС были споры.
Но только на первом этапе. А вот дальше все
четко выстроились в рамках единой
стратегии. При этом других действий по
изменению ситуации к лучшему не
наблюдается, более того, не исключено, что в
рамках ослабления денежной политики в
финансовую систему влили денег даже больше,
чем в нее поступало под фиктивные ипотечные
активы. Тогда зачем же задействовать
последний ресурс, действие которого явно
ограничено во времени (ставку нельзя
опускать ниже нуля)?
Другое событие - отказ Европы от
колоссальных сельскохозяйственных
субсидий своим производителям.
Теоретически такой отказ долгое время был
категорическим требованием развивающихся
стран Латинской Америки, Африки и Азии,
производителей которых страны Евросоюза не
пускали на свои рынки. И на первом этапе
могло показаться, что это событие лежит в
одном русле с активностью, проявленной
руководством Евросоюза в части вступления
в ВТО России - то есть что страны Запада
готовы пойти на уступки в рамках раунда в
Дохе и реанимировать ВТО. Однако вступление
России в ВТО пока не состоялось, и не очень
понятно, когда состоится, а рынки Европы как
были закрытыми, так таковыми и остались -
только механизмы их контроля изменились. А
значит, опять-таки дело здесь в другом.
Управляемая катастрофа
А теперь вернемся к кризисным процессам в
мировой экономике. Элита "западного"
проекта не может их не видеть - уж коли прямо
об этом говорит. И, в общем, не может не
понимать, куда идет дело: если бы денежные
власти США и ЕС не влили в августе-сентябре
на рынки объемы ликвидности, сравнимые по
масштабу с агрегатами М0 своих денежных
систем, то "черный вторник" по образцу
1929 года уже бы случился. А какие могут быть,
с их точки зрения, варианты развития
событий? Полностью остановить эмиссию
невозможно - во всяком случае, по своей
инициативе. Поскольку это неминуемо
вызовет резкое падение ВВП как в США (которые,
напомню, производят около 20% мирового ВВП, а
потребляют аж целых 40%), так и в Евросоюзе,
который экспортирует значительную часть
своей продукции не только в США, но и в
страны-экспортеры в США. То есть
значительную часть своих доходов ЕС
получает от эмиссии долларов. А значит,
эмиссионное надувание финансовых пузырей
будет продолжаться еще некоторое время,
хотя уже понятно, что многие из них
находятся на пределе существования: после
недвижимости дело дошло до кредитных
СВОПов, а там, глядишь, и еще что-нибудь
найдется. При этом состояние дел на мировых
финансовых рынках, как показали осенние
события, таково, что крупной катастрофы
одного из них могут не пережить и все
остальные. Значит, главные задачи, стоящие
перед элитой "западного" проекта, - во-первых,
минимизировать катастрофу для себя, а во-вторых,
максимизировать ее для конкурентов.
Вторую задачу можно решить двояко: за счет
приоритетного использования либо
внеэкономических способов, либо
экономических, точнее, финансовых.
Собственно, политические перипетии США в
ушедшем году (включая знаменитый доклад
американской разведки об отсутствии у
Ирана военной ядерной программы) как раз
показывают, что в руководстве этой страны и
элите "западного" проекта шла острая
дискуссия о методах борьбы с конкурентами и
победила концепция экономического влияния.
Другими словами, сделанный в ушедшем году
выбор состоял в том, что в рамках дилеммы
между (полу)военной диктатурой с
подавлением конкурентов военной силой и
сохранением "демократической" модели
с использованием экономических рычагов
выбор был сделан в пользу последней. Дело
тут, правда, скорее всего, было не в
прелестях "демократии", а в том, что "вытащить"
посткризисную экономику в рамках
исключительно американского рынка, емкость
которого к тому же упадет в разы, невозможно.
А распад мира на валютные зоны сделает "чужие"
рынки практически недоступными. Значит, еще
до начала острой стадии кризиса необходимо
подготовить объединение рынков базовых
стран "западного" проекта, а затем его
осуществить, что несовместимо с диктатурой
в США. Политическая целесообразность здесь
явно вытекала из экономической: после
принятия решения о построении "атлантического
единства" доминирование команды
неоконов в американской политической элите
было обречено.
Китайский фактор
Отметим, что главный конкурент США - Китай,
- скорее всего, эту дискуссию не оставил
незамеченной и в 2007 году начал активную
реализацию программы "сброса"
долларовых активов путем приобретения на
них всего, что можно купить за деньги. Речь
идет и о различных недвижимых активах (типа
месторождений в Африке), и о технологиях, и о
товарах. Например, о закупке большого
количества авиалайнеров в Европе. При этом
была разработана замечательная схема, при
которой покупки в Европе делаются в кредит,
причем в качестве залога выступают
номинированные в долларах активы, в
частности американские казначейские
обязательства. Понятно, что в случае начала
острой стадии кризиса европейские банки
получат не возврат долгов в евро, а именно
эти залоговые активы. Сделать тут, впрочем,
уже ничего нельзя: в рамках действующей
финансовой системы отказаться от таких
схем просто невозможно, поскольку
казначейские бумаги США имеют (в некотором
смысле по определению) высший рейтинг
надежности.
В предстоящем году Китай будет активно
наращивать эту программу, как и программу
повышения внутреннего спроса, и через два-три
года резко сократит свою зависимость от
кризиса современной финансовой системы. По
состоянию на сегодня начало дефляционного
шока, резкое сокращение совокупного
мирового спроса, ставит эту страну (как и
многие другие страны, экономика которых
сильно зависит от экспорта) перед явной
угрозой экономического коллапса. Нужно
напомнить, что экономическое развитие
Индии и Китая идет не путем "размывания"
экспортных доходов по всему обществу (как
было в СССР), а путем рекрутирования все
новых и новых миллионов человек из системы
традиционного для этих стран образа жизни в
рамки современного производства, в общем, с
западными стандартами потребления. И если в
России в 90-е годы средний уровень жизни упал
раза в полтора, то в этих странах в случае
резкого сокращения экспорта картина будет
совсем иная. Большая часть населения (для
Китая - около 1 млрд человек) этого
практически не почувствует, но появится
колоссальная по европейским или
американским масштабам (десятки миллионов
человек) группа, которой фактически будет
предложено вернуться из нормального (по
нашим меркам) общества почти в
доисторический период. В таких странах, как
Япония или Россия, падение уровня жизни
будет сравнимо с началом 90-х у нас или с
Великой депрессией в США, то есть уровень
потребления сократится раза в полтора-два.
И то, и другое - острейший социально-политический
кризис, но вполне совместимый с сохранением
правящей элиты. А вот в Китае средний
уровень жизни может упасть и меньше, зато у
некоторой, значительной группы -
существенно глубже. Теоретически
исторические традиции Китая позволяют
такие группы просто нивелировать (и не
обязательно физически - так называемая
культурная революция тому пример), но надо
понимать, что именно эта группа является
символом движения Китая к лидерству во всем
мире. Иными словами, борьба с потерявшими
привычную основу для существования "западниками"
в китайском обществе означает его
замыкание, резкое усиление акцентов,
направленных вовнутрь, с соответствующим
ослаблением внешней активности. А если еще
учесть, что "западники" получат
активную поддержку из-за рубежа, то можно
смело говорить о том, что такой сценарий
практически неминуемо выведет Китай и
другие страны с аналогичным устройством
общества из борьбы за приоритетные позиции
в мировой экономике и геополитике. Наша
страна, впрочем, как и Япония, сегодня
конкурентом для "западного"
глобального проекта не является, а вот
Китай ему надо вывести из строя обязательно,
иначе о первенстве США и вообще Запада
говорить не приходится.