Страница: 1/2
В России продолжают расти расходы госбюджета и импорт, а цены на сырье могут снизиться из-за замедления экономического роста в США и других развитых странах. Как это отразится на экономике? Можно ли остановить разрушительное для перерабатывающей промышленности укрепление рубля к мировым валютам и справиться с растущей инфляцией?
В предвыборные месяцы трудно писать об
экономической политике правительства,
которая представлена в СМИ декларативным
планом или прогнозами цен на нефть и курсов
доллара к основным валютам. Но планы -
инструмент рекламы для партий, а прогнозы -
для инвестиционных банков. Для оценки
результатов экономической политики
необходим такой инструмент, как статистика,
публикация и анализ которой в России
совершено недостаточны. Рассмотрим только
торговый баланс, объем инвестиций и уровень
инфляции - три показателя, динамика которых
во многом объясняет происходящее в
народном хозяйстве и помогает ответить на
вопросы о том, куда вкладывать деньги и
следует ли это делать вообще при
сегодняшней политике в отношении
отечественных производителей и инвесторов.
Импортный наркотик
Все, включая правительство, признают, что
экспорт сырья был в течение 4-5 лет главным
фактором роста ВВП. Но только в 2007 году
экономические ведомства стали выражать
сильную озабоченность опережающими
темпами роста импорта: по разным оценкам,
уже в 2009 или в 2010 годах импорт товаров в РФ,
растущий на $50-60 млрд (а с учетом теневой
экономики - и более) в год, превысит экспорт.
Если Минфин и Минэкономразвития озабочены
при этом в основном источниками средств для
поддержания стабильности рубля (поэтапная
девальвация которого начиная с 2009 года
практически неизбежна), то отечественные
производители ожидают снижения
рентабельности или просто сворачивания
многих видов бизнеса вследствие
конкуренции со стороны импортных товаров и
удорожания товаров российских из-за
слишком сильного рубля. Сдерживать
укрепление рубля и в то же время
предотвращать рост темпов инфляции
возможно, проводя комплекс мер по контролю
над импортом, ценовому регулированию в
сочетании со стимулирующей производство
кредитно-финансовой политикой. Пока же о
бессилии в борьбе с ростом импорта говорят
прогнозы правительства, признавшего, что
импорт вырастет примерно с $165 млрд в 2006 году
до $284 млрд в 2008-м и $370 млрд - в 2010 году.
Российская промышленность не способна
произвести дополнительно такое количество
товаров, которое потребители готовы купить
за поступающие в страну нефтяные и другие
сырьевые доллары. При этом, конкурируя с
более качественными или более дешевыми
иностранными товарами, отечественные
производители уже оказались на пределе
рентабельности, за которым возможно
закрытие многих обрабатывающих
производств. Так, если рентабельность
продукции в сфере добычи полезных
ископаемых в России в среднем находится на
уровне 26-27% (хотя она также падает из-за
налогов и роста доли неэффективного
госсектора - еще в 2005 году она составляла
34,7%), то в производстве машин и оборудования
рентабельность ниже 9% (и, соответственно,
ниже уровня инфляции), в текстильной и
швейной промышленности - менее 5%. Только в
пищевой промышленности рентабельность
пока превышает 10%, но это с учетом напитков и
табака.
Государство против инвестиций
Кто и сколько вкладывает сегодня в
основные фонды? В среднем по стране
инвестиции в основной капитал в последние
годы увеличиваются в номинальном
выражении, что позволяет правительству
говорить о модернизации российской
промышленности. Так, по данным Минфина,
сумма капиталовложений (без учета малого
предпринимательства и теневой экономики)
выросла с $76,6 млрд долл. в 2004 году до $130 млрд
в 2006-м ($63,9 млрд в первом полугодии 2007 года).
Однако, во-первых, этот рост с учетом
снижения покупательной способности
доллара в действительности не превышает
10-12% в год, что недостаточно для экономики с
крайне устаревшими основными фондами и при
намного более высоких темпах роста
инвестиций на других развивающихся рынках,
например в Китае. Во-вторых, половина этих
капиталовложений приходится на компании по
добыче полезных ископаемых, транспорта,
связи и электроэнергетики, большая часть
которых контролируется государством.
Только 15% новых капиталовложений в РФ
направляется в обрабатывающую
промышленность, 3% - в сферу торговли, 4% - в
сельское хозяйство, то есть в сферы,
особенно нуждающиеся в модернизации для
замещения импорта, создания рабочих мест,
вывода экономики и государственного
бюджета из "сырьевой зависимости".
Главными источниками инвестиций в РФ
остаются собственные средства предприятий,
хотя основной приток денег в страну
происходит за счет финансовых инвестиций и
перераспределения экспортных поступлений
в федеральный бюджет, Стабфонд и резервный
фонд. В промышленности, особенно в частном
секторе, катастрофически не хватает
инвестиционных кредитов. Доля банковских
кредитов в финансировании инвестиций
растет (с 8,9% в 2006 году до 9,8% в 2007-м), но
остается все еще очень низкой. Инвестиции
по-прежнему свыше 50% финансируются за счет
собственных средств (то есть прибыли после
налогов) предприятий или небанковских
кредитов (учредителями, за счет выведенных
ранее за границу прибылей). Активы
банковской системы выросли за 2007 год с 9,75
трлн до 14,05 трлн рублей, однако половину
этого прироста составили потребительские
кредиты физическим лицам, три четверти
остального - это кредиты на оборотные
средства, в основном импортерам. Основной
аргумент банкиров на вопрос о причинах
слабого прироста объема кредитов на
инвестиционные проекты в промышленности -
отсутствие долгосрочных ресурсов и общий
недостаток ликвидности. Это происходит при
наличии в стране гигантского притока
финансовых ресурсов, которые правительство
уже много лет размещает с минимально
возможной доходностью в краткосрочные и
среднесрочные казначейские обязательства
США или Германии.
При декларируемых планах финансирования
национальных проектов государство почти не
увеличивает свою долю в финансировании
инвестиций (в 2007 году из бюджета поступило
16,4% общероссийского объема инвестиций в
основные фонды - на 3,5% меньше, чем в
предыдущем), то есть, забирая у предприятий
инвестиционные ресурсы, само оно не
использует их для финансирования
модернизации инфраструктуры и
кредитования проектов в обрабатывающей
промышленности. В России отсутствует
система налоговых льгот и отсрочек для
предприятий, инвестирующих собственные или
заемные средства. Наконец, фактически
поощряя своей финансовой политикой импорт,
правительство не предпринимает ничего для
стимулирования экспорта (в 2008 году
отечественным предприятиям может быть
предоставлено субсидируемых
правительством экспортных кредитов лишь на
$1 млрд). Фактически это означает, что ни один
из финансовых механизмов стимулирования
инвестиций государством не используется и
не планируется в обозримом будущем.
Инфляционные риски
Возможно, правительству следует признать,
что в экономике, нуждающейся в
крупномасштабном обновлении основных
фондов и в защите от разрушающего ее
импорта, инфляция - наименьшее зло, и
создавать механизмы, снижающие ущерб от нее
для отечественных производителей и
потребителей за счет импортеров и сырьевых
компаний. Косвенно это признается Минфином
(который, похоже, оставил попытки
"улучшить" показатель инфляции,
обозначив его на уровне 12%, то есть на
процент выше, чем в 2004-2005 годах и на 3% выше 2006
года). Центральный банк РФ даже не ставит
борьбу с инфляцией в число приоритетов, но,
если поставит, столкнется с тем, что его
основные инструменты - повышение ставки и
выкуп долларов - будут действовать
разнонаправленно и приведут только к
временному укреплению рубля, иными словами,
могут навредить экономике еще больше, чем
инфляция.