Страница: 1/2
Рост объемов рынка автокредитования в прошлом году впервые за последние пять лет может не оправдать надежд банкиров. Из-за ипотечного кризиса в США они вынуждены повышать требования к заемщикам и увеличивать ставки, что не лучшим образом сказывается на портфеле автокредитов.
Официальных данных по росту объемов
автокредитования за 2007 год пока нет, но, по
предварительным оценкам PricewaterhouseCoopers, рынок
автомобилей в истекшем году "подрос"
еще на 28% в количественном выражении и на 51% -
в денежном. Всего в прошлом году было выдано
автокредитов на сумму почти $20 млрд. "Бурное
развитие автокредитования связано с
растущим спросом на автомобили, а также
повышением благосостояния граждан", -
отмечает директор департамента розничного
кредитования Московского кредитного банка
(МКБ) Павел Ильин. Для сравнения -
средневзвешенная цена одного автомобиля в
2006 году составляла $16 000 - 17 000, по итогам
прошлого года она должна вырасти до $19 000 - 20
000. "Если говорить о средней сумме кредита,
то по портфелю МКБ в 2007 году она составляет
$19 000, в 2006 году - $10 000", - добавляет Павел
Ильин.
Еще в середине прошлого года эксперты
говорили, что бум автокредитования
продолжится еще как минимум 2 - 3 года, и этот
рынок будет демонстрировать темпы прироста
не меньше, чем в 2006 году (около 70% в денежном
выражении). Но предварительные данные по 2007
году говорят о том, что эксперты поспешили с
выводами: темпы упали почти в полтора раза.
Более того, в конце прошлого года партнер
PricewaterhouseCoopers Стенли Рут заявил, что за 4
ближайших года объем кредитования покупок
автомобилей в России вырастет вдвое. То
есть рост составит не более 25% в год против
50% в 2007 году и 70% - в 2006-м. Отчасти это
объясняется насыщением рынка, но гораздо
более важным фактором может оказаться кризис
ликвидности на финансовом рынке, который
начался из-за проблем в американской
ипотеке, полагают эксперты.
Нет дыма без огня
Еще в конце лета прошлого года
Национальная ассоциация
автофинансирования (NAF) США сообщила о
просрочках по автокредитам в Америке,
которые достигли максимума за три
последних года. По ее данным, уровень
просроченных кредитов у крупных банков на
конец июля вырос до 8% против 6,8% годом ранее.
У мелких игроков просрочка в первом
полугодии подскочила больше чем вдвое - с 6,2%
до 14,6%. Более свежих данных ассоциация пока
не обнародовала, но эксперты уверены, что те
будут неутешительны. Аналитики напрямую
связывают рост доли "плохих" долгов в
автокредитовании с кризисом в ипотеке:
многие "неблагонадежные" заемщики не
могут оплачивать автокредит именно потому,
что все деньги вынуждены тратить на
обслуживание ипотечного займа. По данным NAF,
в некоторых банках половина автозаемщиков
оказалась в подобной ситуации. И если в
середине прошлого года некоторым еще
удавалось сводить концы с концами, то к
декабрю ситуация стала значительно хуже. По
предварительным оценкам, доля просроченных
кредитов у мелких игроков могла перевалить
за 20%. Вслед за ипотечным кризисом
Америку накроет новая волна финансовых
проблем, которые будут связаны уже с кризисом
автокредитования, что приведет не только к
значительным убыткам в банковской сфере, но
и сокращению производства автомобилей,
прогнозируют некоторые эксперты. По их
оценкам, если Федеральная резервная
система США не предпримет экстренных мер,
то новый кризис разразится уже весной.
Правда, далеко не все разделяют эту точку
зрения. Финансовый директор General Motors Фриц
Хендерсон в середине января сообщил, что
несмотря на рост просрочек и дефолтов по
автокредитам в GMAC Financial Services, бывшем
финансовом подразделении GM, эти сложности
далеки от размаха кризиса, который
наблюдается в ипотечном секторе. Просрочки
по автокредитам GMAC в III квартале 2007 года
выросли до 2,6% по сравнению с 2,4% за
аналогичный период 2006 года. "Да, они
немного выросли, но вполне вписываются в
исторические рамки возможных колебаний,
они все еще на вполне приемлемых уровнях, -
заявил Хендерсон в своем интервью
агентству Associated Press. - Мне кажется, что это
вполне нормальное изменение динамики
кредитов в рамках цикла, а не то, что мы
наблюдали на жилищном рынке, например".
Однако он заметил, что не стоит
игнорировать возможные риски, и необходимо
внимательно отслеживать ситуацию.
Кризис докатился
"Августовский кризис ликвидности
на ипотечном рынке США привел к тому, что
большинство российских банков повысили
ставки по автокредитам и увеличили
комиссии или сумму первоначального взноса",
- признает Павел Ильин из МКБ. "В какой-то
степени кризис ликвидности, конечно,
сказался и на рынке автокредитования.
Некоторые банки повысили ставки по
кредитам, какие-то совсем отказались от
выдачи новых автокредитов", - соглашается
член правления, руководитель дирекции по
работе с физическими лицами
Райффайзенбанка Роман Воробьев. Но
серьезные проблемы в данном сегменте рынка
все же маловероятны, полагает он.
Примечательно, что оба банкира утверждают:
в их кредитных организациях требования к
заемщикам не ужесточились, а в МКБ так и
напротив - в прошлом году банк даже отменил
ряд требований к клиентам. "Считаем, что кризис
ликвидности существенно не повлиял на
деятельность крупнейших российских банков
в области автокредитования в целом, и
Росбанка в частности, так как мы имеем
существенную базу привлечения в виде
депозитов физических и юридических лиц, -
утверждает первый заместитель
председателя правления Росбанка Владимир
Голубков. - Последствия кризиса скорее
могут коснуться банков, фондирующихся на
внешних рынках, либо небольших банков с
недостаточной пассивной базой". По
словам Голубкова, в мае 2007 года Росбанк
пересмотрел стратегию по автокредитованию,
понизив процентные ставки при увеличении
стоимости приобретаемого в кредит
автомобиля и размера первоначального
взноса, ввел специальную программу для
корпоративных и добросовестных заемщиков,
а также предложил продукт без
обязательного страхования КАСКО.
Заместитель начальника управления
потребительского кредитования банка "Союз"
Ольга Никитина также рассказала, что ее
кредитная организация посчитала возможным
отменить обязательное предоставление
справки о доходах по форме 2-НДФЛ или в
произвольной форме для кредитов до $30 000.
Помимо этого в банке отменен трехмесячный
мораторий на досрочное погашение
автокредита. Если верить информации,
предоставленной банкирами, то политика МКБ,
банка "Союз" и Райффайзенбанка в
отношении заемщиков по автокредитам сейчас
представляет собой скорее исключение, чем
правило. Как утверждают аналитики, таковую
пересмотрело большинство российских
банков. Некоторые подняли процентные
ставки, другие ужесточили условия выдачи
денег. Увеличились и сроки рассмотрения
заявки. Возможно, именно поэтому более
половины банков, к которым "Ко"
обратился за комментариями по этой теме,
предпочли от них воздержаться.