Страница: 1/2
Как подтянуть частные вложения в отстающие регионы.
Объем иностранных инвестиций в нашу страну составил в прошлом году почти 80 миллиардов долларов. При этом, по оценке Центробанка, 47,1 миллиарда долларов пришлось на прямые иностранные инвестиции, то есть эти деньги были непосредственно вложены в экономику. Однако пока зарубежный и отечественный бизнес проявляет интерес к ограниченному кругу российских регионов и отраслей экономики.
Как можно изменить эту ситуацию, как могут
повлиять на нее региональные и
федеральные власти? На эти и другие
вопросы отвечает советник министра
экономического развития и торговли Андрей
Соколов.
В какие российские регионы охотнее идут
инвесторы, а куда - нет, и почему?
На протяжении ряда лет наиболее
привлекательным сектором для частных
вложений является добыча углеводородного
сырья. Соответственно, и инвестиции в
первую очередь идут в те регионы, где
развивается такое производство. Есть
десятка регионов-лидеров, обеспечивающих
практически 50 процентов совокупного ВВП
страны. И именно в них мы наблюдаем самые
высокие темпы инвестиционной активности.
Объяснение простое: инвесторы стремятся
туда, где могут получить хороший доход и
есть готовая инфраструктура. Хотя в
последнее время наметился некоторый сдвиг,
бизнес начинает вкладывать не только в
нефтегазовый комплекс, но и в
обрабатывающие производства. Но пока
нельзя сказать, что бывшие аутсайдеры по
привлечению инвестиций вырвались в лидеры.
Получается, что в силу этих объективных
причин у "отсталых" территорий нет
никаких шансов?
Ситуация должна измениться. Сейчас во
многих регионах, даже богатых природными
ресурсами, реализацию интересных
инвестиционных проектов сдерживает
отсутствие транспортной, энергетической,
социальной инфраструктуры. Но на
федеральном уровне уже сформированы меры
инвестиционной поддержки, направленные
как раз на то, чтобы решить проблему
инфраструктурных ограничений и создать в
стране "точки" экономического роста,
которые обеспечат развитие и соседних
регионов.
За счет средств федерального и
региональных бюджетов будет создаваться
инфраструктура в особых экономических
зонах, то есть бизнес получит под свои
проекты практически готовые площадки. На
эти цели в 13 особых экономических зонах -
промышленно-производственного, технико-внедренческого
типа в 2007 году было выделено 14 миллиардов
рублей, такая же сумма будет потрачена и в
этом году. В этом году пройдет конкурс по
отбору особых экономических зон портового
типа. Запускаются масштабные
инфраструктурные проекты,
государственное софинансирование которых
будет обеспечиваться из Инвестфонда.
Объявлены первые конкурсы по
концессионным соглашениям.
Но эксперты обращают внимание, что
конкурсы по особым экономическим зонам и
проектам для Инвестфонда выиграли сильные
регионы, а проблемные территории так и
остались "за бортом"...
Это не так. Особые экономические зоны
промышленно-производственного и технико-внедренческого
типа действительно создаются в сильных
регионах - Татарстане, Липецкой области,
Москве и Московской области, Санкт-Петербурге,
Томске. А вот по линии туристско-рекреационных
ОЭЗ инвестиции придут в менее
благополучные территории - на Алтай, в
Иркутскую и Калининградскую области,
Бурятию.
С точки зрения социально-экономического
развития регионов интересна география
проектов, отобранных для софинансирования
из Инвестфонда. Так, проект по
комплексному развитию Южной Якутии
предполагает создание здесь нового
мощного промышленного района - кластера -
на базе Канкунской ГЭС и месторождений
полезных ископаемых. В Хабаровском крае
будет строиться Кузнецовский тоннель,
который позволит расширить пропускную
способность БАМа.
При этом основа успеха регионов так
называемого второго эшелона - в позиции
региональных властей. На федеральном
уровне созданы механизмы для привлечения
инвестиций, а задача местной власти -
подготовить качественные проекты, "упаковать"
их, выстроить взаимоотношения с бизнесом и
подтянуть крупных институциональных
инвесторов. Я думаю, что в дальнейшем
инвестиционная активность в этих регионах
будет быстро расти.
Кроме того, намечены две большие
программы по развитию Юга России и
Дальнего Востока. Стратегия для Юга России
уже разработана и отобраны несколько
проектов, которые будут реализовываться в
ближайшее время. Юг России должен стать
центром развития туризма в России. В
Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии
осваиваются горнолыжные курорты, на
границе Краснодарского края и Ростовской
области будет создаваться игорная зона.
Естественно, флагманским проектом для Юга
станет подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи. Мы
рассчитываем, что все эти меры дадут
хороший мультипликативный эффект для
развития туристического бизнеса.
А в этом году будет разрабатываться
долгосрочная стратегия развития Дальнего
Востока. У региона есть хорошие
возможности для привлечения инвестиций,
но необходимо вычленить перспективные
направления экономического развития,
помочь региональным властям выбрать
интересные для бизнеса предложения,
определить набор инструментов для их
реализации.
А нужны ли такие стратегии для отдельно
взятых регионов?
У региональной политики должны быть
приоритеты. У нас огромная страна, и
развивать все сразу невозможно. В то же
время существуют территории, которым в
силу наличия огромных неосвоенных
ресурсов, низкого уровня и качества жизни
населения, необходимо повышенное внимание
государства. В рамках этих задач и
осуществляется стратегическое
планирование на региональном уровне.
А какие меры могут быть приняты для
привлечения инвесторов исключительно на
местном или региональном уровне?
Это могут быть меры по стимулированию
малого бизнеса, строительство объектов
региональной инфраструктуры, социальной
сферы, созданию дружественной среды
администрирования. Сейчас во многих
регионах разрабатываются собственные
программы по привлечению инвестиций. В
каждом регионе такой набор мер может быть
индивидуальным, разработанным исходя из
местных особенностей. Но главное - при их
подготовке региональные власти должны
исходить из пожеланий и потребностей
бизнеса.