Страница: 1/2
Экстенсивный рост в секторе автокредитования завершается. Увеличившаяся стоимость привлечения финансовых ресурсов вынуждает банки тщательнее оценивать платежеспособность клиентуры. Такой подход ведет к распространению инновационных программ, с помощью которых банки будут конкурировать за клиентов. По некоторым прогнозам, подобная тактика приведет к тому, что автомобильный рынок в текущем году вряд ли вырастет более чем на 10%.
Потери на старте
Средний годовой рост в сегменте автокредитования
в период с 2002 по 2006 год составил 93%. В
середине 2007 года эксперты банка "Союз"
прогнозировали, что в последующие годы в
кредит может продаваться более половины
всех машин на рынке. Однако прогнозы эти
пока не оправдываются. Автомобильный рынок,
по прогнозам аналитиков, в 2008 году вряд ли
вырастет более чем на 10%. Тому есть
несколько причин.
В 2007 году банкиры стали признавать, что
случаи мошенничества с автокредитами в
России участились. Казалось бы, кредиты на
покупку автомобиля представляют для банков
наименьшие риски из всех потребительских
кредитов: покупатель оставляет банку в
залог паспорт транспортного средства (ПТС).
Однако в ГИБДД до сих пор нет системы
регистрации машин, находящихся в залоге.
Владелец кредитного автомобиля может
обратиться в ГИБДД с заявлением о потере
ПТС, получить новый паспорт и перепродать
машину, после чего уклониться от выплат по
кредиту. Открытыми списками
неблагонадежных кредиторов банки не
располагают, и тот же самый человек может
воспользоваться услугами другого банка.
Ипотечный кризис в США увеличил стоимость
привлечения денежных ресурсов и для
российских банков, и они начали
перестраховываться. Большинство банков
ужесточило сроки выплат по кредитам: если
раньше банки часто позволяли клиентам
помесячно выплачивать лишь проценты, а
основную сумму -- в конце квартала, то теперь
такая возможность на рынке стала редкостью.
Даже транснациональные Raiffeizen и BSGV, не
говоря уже о российских частных банках, в
конце 2008 года повысили минимальные ставки
по кредитам на 0,5-3%.
Увеличив ставки по кредитам, банки
одновременно ужесточили требования к
заемщикам. Так, на недавней конференции
региональных дилеров Subaru отказы в
предоставлении кредита называли самой
главной проблемой, тормозящей продажи.
Другой тренд выявило исследование auto-dealer.ru,
в рамках которого сотрудники портала
инициировали несколько заявлений на
получение кредита в разных банках. Служба
безопасности каждого из них позвонила на
заявленное в анкете место работы, чтобы
проверить достоверность указанных
потенциальным клиентом данных. Похожее
исследование, проведенное три года назад,
показало, что практически все банки верили
заемщикам на слово. "Кредиты выдаются
аккуратно,-- говорит экс-глава Дельтабанка и
гендиректор "Ингосстраха" Александр
Григорьев.-- И самый эффективный банковский
инструмент -- это отказ от их предоставления".
Командная борьба
Ужесточение финансовых условий привело к
большей самостоятельности на рынке
кредитования автопроизводителей и их
дилеров.
В конце 2007 года сразу два
автопроизводителя -- Toyota и DaimlerChrysler --
запустили в России свои собственные
банковские проекты: Тойота Банк и "ДаймлерКрайслер
Банк Рус". Дочерний банк концерна GM General
Motors Acceptance Corp. вышел на рынок, заключив
стратегическое партнерство с Альфа-банком".
В 2008 году собственное финансовое
подразделение в России откроет концерн BMW.
Иностранные автоконцерны объясняют свой
интерес к России ростом продаж иномарок,
вслед за которым развивается и рынок
кредитования. На самом же деле дочерние
банки автоконцернов вполне смогут не
только побороться за расширение рынка, но и
спровоцировать передел сложившейся на нем
расстановки сил.
Президент Тойота Банка Олаф Найтцш в
октябре 2007 года заявил, что процентные
ставки, которые предлагает банк, будут "соответствовать
рыночным условиям". На практике это
означает, что финансовые условия
кредитования у "дочек" автоконцернов
не ниже средних по рынку: в банковском
секторе производители собираются
конкурировать на уровне удобства
обслуживания. Отделения Тойота Банка и "ДаймлерКрайслер
Банка Рус" будут открываться в дилерских
центрах, и процедура запроса и рассмотрения
заявок на кредит сильно сократится.
Другие автоконцерны -- Ford, Nissan, Renault, Audi -- не
стали открывать собственные банки в России,
но каждый из них заключил партнерство с
ограниченным кругом российских банков и
продает машины по специальным кредитным
программам. Производители берут на себя
частичное погашение процентов по кредиту, в
результате автомобили Ford, например, можно
приобрести по программе ""Форд" в
кредит" с процентной ставкой 1,9% или 4,9%
годовых, взяв кредит у одного из шести
банков-партнеров. Это выгодно не только
банкам, которые через такие программы
получают самых надежных заемщиков, но и
самим производителям: они выигрывают на
росте объемов продаж.
В сложных финансовых условиях мало кто из
банков самостоятельно предоставляет
кредиты на покупку непосредственно в
автоцентрах. Так делают лишь несколько
банков -- Собинбанк, Мастер-банк, Оргрэсбанк
и банк "Агроимпульс", остальные же
заручаются поддержкой автодилеров. Дальше
всех пошел Альфа-банк, который запустил для
них новый на российском рынке
корпоративный банковский продукт -- floor-plan,
или финансирование оптовых поставок машин.
Автодилеру предоставляется возобновляемая
кредитная линия в размере от 5 млн рублей. В
отличие от нецелевого корпоративного
кредитования, по программе floor-plan не
требуется дополнительного обеспечения
кредита -- в качестве залога выступают
приобретаемые дилером автомобили. Проект
реализован совместно с логистической
компанией DHL, чтобы как можно быстрее
доставить хранящиеся в банке документы на
автомобиль, когда дилер продаст его клиенту
и сможет погасить кредит.
Перечисленные проекты свидетельствуют о
постепенной смене тренда на рынке автокредитования:
от экстенсивного роста участники авторынка
переходят к инновационным решениям. Потому
что все хотят приумножить доходы.
Подержали и продали
В 2007 году несколько рыночных ноу-хау
появилось и в сфере потребительских
кредитных программ. Банки, с одной стороны,
ужесточали условия предоставления
кредитов, с другой -- старались не
оттолкнуть благонадежных клиентов.
Например, банк "Союз" с 1 ноября отменил
обязательное требование по предоставлению
справки о доходах по форме 2-НДФЛ для
кредитов до $30 тыс. с первоначальным
минимальным взносом 10% стоимости
автомобиля. Росевробанк запустил
специальную программу, "Trade-in в кредит под
0%", в рамках которой автодилеры--партнеры
банка предоставляют рассрочку платежа
покупателям новых автомобилей по схеме
trade-in. В Собинбанке, ПРБ, Росбанке и
Экспобанке при рассмотрении заявки начали
учитывать совокупный доход семьи.