Страница: 1/2
Так сложилось, что среди сегментов российского финансового рынка есть один, о котором говорят как о покойнике - либо хорошо, либо ничего. Бодрая цифирь свидетельствует: отечественный лизинг растет с проворством молодого бамбука. Так, по крайней мере, ситуация выглядит анфас. В профиль же лизинг все более напоминает о давнем изречении Козьмы Пруткова: "Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння".
Cпециалисты отмечают: на российском рынке
лизинг вскоре вполне будет соответствовать
европейским нормам: если в 2005 году его доля
в ВВП оценивалась в 0,99%, в 2006-м - в 1,5-1,7%, то по
итогам прошлого года она превысит 2%. В
рублях статистика еще более оптимистичная:
в 2007 году объемы российского лизинга
выросли примерно в три раза. На перспективы
этого года участники рынка взирают столь же
благодушно, ожидая минимум удвоения
объемов рынка.
Это, так сказать, обобщенные итоги. "Персонифицированные"
выглядят не менее убедительно. Компания "Прогресс-Нева
Лизинг" в минувшем году
увеличила свой портфель минимум вдвое - до
2,4 млрд рублей. Компания "ФБ-Лизинг" к
концу 2007 года увеличила портфель до 2,17 млрд
рублей - рост в 2,5 раза. "Центр Финансового
Лизинга": рост за год в несколько раз,
портфель достиг 600 млн рублей. Компания "ВСП-Лизинг"
с портфелем в объеме около 2,8 млрд рублей
декларирует двойное увеличение притока
новых клиентов. Петербургская лизинговая
компания говорит о шестикратном их
увеличении. И вслед за лидерами рынка все
новые и новые его игроки уже достаточно
окрепли, чтобы выходить на биржу. Самая
последняя ласточка, полетевшая в этом
направлении, - компания "ФинСтройЛизинг",
которая в конце минувшего января объявила о
намерении выпустить свои облигации на
сумму 1 млрд рублей. Многие лизингодатели
внедрили в обиход позаимствованные на
кредитном рынке скоринговые схемы, а "Юниаструм-лизинг"
совсем недавно совершил еще один прорыв -
внедрил онлайн-систему заявок на лизинг.
Список "передовиков" отечественного
лизинга можно продолжать и дальше. В любом
случае понятно, что на поприще лизинга "все
хорошо, прекрасная маркиза" и "хороши у
нас дела". И в общем-то, действительно, "ни
одного печального сюрприза, за исключеньем
пустяка".
Пустяк заключается в некоторых
особенностях столь стремительно
распухающих портфелей лизинговых компаний.
Их основное содержание - лизинг транспорта.
И практически весь рост в отрасли обеспечен
именно этим видом лизинга.
В принципе, это вполне в русле общемировых
тенденций. В мире около 50% от всего объема
лизинговых операций приходится именно на
транспортные средства. Однако Россия эти
цифры давно перещеголяла, в большинстве
отечественных лизинговых компаний лизинг
транспорта составляет от 80% до 100%.
Первым делом - самолеты?
Самые последние крупные сделки на поприще
российского лизинга касаются авиации и
наземного транспорта. Компания GECAS
предоставила в лизинг два лайнера Аirbus А-320
для "Владивосток-авиа" и один А-320 для
"Аэрофлота". "Аэрофлот-Дон"
приобрел в лизинг у Bab***** and Brown Aircraft Management
Боинг 737-500. "Авиализинг" передал в
лизинг UTair очередной пассажирский лайнер ТУ-154М
(всего поставлено десять самолетов).
Предметами крупных лизинговых сделок
последних месяцев становились также
грузовики и автобусы (300 автомобилей марки
MAN от лизинговой компании "МАН Файненшиал
Сервисес" для "ЮжТрансАвто", три
автобуса "ЛиАЗ" от "Прогресс-Нева
Лизинг" для компании "Барс"),
дорожная и строительная техника (поставки
"Росдорлизинга" для государственных
дорожно-эксплуатационных предприятий,
поставка лизинговой компанией "Глобус-Лизинг"
башенного крана Zoomlion для компании "Градостроитель",
поставка погрузчиков от лизинговой
компании "КамАЗ" предприятиям этой
автогруппы).
Еще один крупный кусок лизингового "пирога"
приходится на железнодорожный транспорт.
Финансовая аренда вагонов (а
железнодорожный парк в стране изношен
примерно на 80%) растет как на дрожжах, этот
сегмент оценивается участниками рынка
примерно в $3 млрд. Ура, товарищи? Ура,
конечно, подтверждают прессе топ-менеджеры
ведущих лизинговых компаний. Мол, внесем
свою лепту в давно назревшее обновление
парка железнодорожного транспорта - на
благо свободному рынку и отечественному
предпринимательству.
Все так, вот только о свободном рынке в
данном случае говорить не приходится.
Почти 85% всех лизинговых поставок
железнодорожных вагонов идут в адрес ОАО
"РЖД" и ее структур. А кто платит, тот,
как известно, и заказывает музыку.
Фактически рост на рынке демонстрируют
только те компании, которые выигрывают
тендеры РЖД. Соответственно, об объективном
развитии этого сегмента рынка говорить не
приходится, как свидетельствуют
исследования агентства Discovery Research Group, около
80% рынка контролируют крупные
лизингодатели.
"Корпорация РЖД фактически
монополизировала эту часть лизингового
рынка, и от отношения ее менеджмента
зависит будущее того или иного игрока", -
говорит представитель одной из независимых
российских лизинговых компаний.
В сегменте автотранспортного и
авиационного лизинга ситуация схожая,
только крупных "медведей" тут не один,
а несколько. Фактически все мировые авто- и
авиаконцерны обзаводятся дочерними
лизинговыми компаниями для продвижения
именно своей продукции.
Кэптивные компании концернов - "Ильюшин
Финанс Ко", "КамАЗ-Лизинг", "Вольво
Финанс Сервис Восток", Scania Financial Services Russia,
"Фольксваген Груп Финанц", "Даймлер-Крайслер
Лизинг", "Катерпиллар Файнэншл",
лизинговые "агенты" Boeing
и Airbus фактически задают правила игры на
рынке. Причем у компаний, созданных при
государственных корпорациях, есть еще и
существенное нерыночное преимущество -
казенные субсидии.
Это неправильные пчелы
"Это не лизинг. Это просто новые формы
сбыта продукции крупными корпорациями, -
заявил автору руководитель одной из
финансовых компаний, пожелавший остаться
неназванным. - А зачастую это еще и удобный
инструмент для того, чтобы с максимальной
выгодой для аффилированных лиц "прокрутить"
казенные деньги".
Так что, по мнению моего собеседника, меж
бодрыми реляциями о темпах роста
российского лизинга и реальным положением
дел иногда лежит такая же пропасть, как
между советской статистикой об итогах
очередной "битвы за урожай" и пустыми
полками в магазинах 70-х.
Впрочем, есть и более оптимистичные
мнения. Например, Игорь Фомкин, генеральный
директор компании "Юниаструм лизинг"
("дочка" Юниаструм Банка), не видит в
авто-авиа-железнодорожном перекосе
российского лизинга ничего критичного.
"Если в стране экономический подъем, а
старый автомобильный и железнодорожный
парк физически изношен и не способен
справиться с нарастающим грузопотоком, то
вполне естественно, что эта ниша по
рыночным законам должна быть заполнена, -
считает Фомкин. - Что мы и наблюдаем.
Опасности перекоса в сторону лизинга
транспортных средств нет, рынок растет по
всем направлениям, хотя и неравномерно".