Страница: 1/2
Жесткая конкуренция заставляет крупных производителей брать на себя дополнительные обязательства по доставке своих товаров. Такая игра стоит свеч. Грамотно отстроив логистику, можно увеличить прибыль в среднем на 50%. Однако ошибки при организации хранения или транспортировки могут стоить слишком дорого: компания разом потеряет позиции на рынке.
Сегодня разработкой эффективных цепочек
поставок озаботились не только крупные
корпорации, но и представители среднего
бизнеса. Грамотная логистика способна
всерьез усилить позиции компании на рынке.
"У нас есть универсальный пример, который
мы часто приводим при общении с клиентами.
Он основан на том, что доля затрат на
закупку составляет существенную долю
расходов компаний отрасли. Общая
статистика по западным рынкам показывает,
что снижение затрат на закупку на 5% может
привести к росту прибыли на 50%", -
рассказывает Марк Штилькинд, директор
направления по управлению цепочками
поставок PricewaterhouseCoopers.
Какой способ хранения и доставки грузов
выбрать? Многие компании, в том числе и
крупные, не раз обжигались на неправильном
подходе к доставке. Известны случаи, когда
фирмы, подсчитав выгоду от перевозки грузов,
создавали специальные логистические
подразделения, но эксперимент заканчивался
неудачей. Персонал не справлялся с теми
задачами, которые перед ним ставились.
Работники совершали элементарные ошибки
при планировании поставок, организации
хранения. Например, российская компания
взялась отстраивать собственную логистику
самостоятельно. В результате ее фуры
парализовали движение в одном европейском
городе.
От ошибок не застрахованы и иностранцы.
Транснациональные игроки часто терпели
неудачи, пытаясь перенести свои
международные логистические стандарты на
российские реалии. Некоторые из них по этой
причине не смогли закрепиться на рынке с
первой попытки, а отдельные неудачники даже
вынуждены были его на время покинуть. Чаще
всего они не укладывались в заявленные
сроки доставки. Недоотгрузка могла
составлять 10% или даже 20% от клиентских
грузов. Они сталкивались с главной
проблемой отечественной транспортной сети
- отсутствием единой информационной
системы. Нет полных данных о подходе судов
или составов под погрузку и выгрузку в той
или иной точке страны. Им при этом не мог
помочь даже выбор отечественного логиста с
громким именем. Компании, занимающиеся
организацией перевозок, тоже не всегда
могут оповестить клиентов о возможных
проблемах. Цена вопроса достаточно высока.
"Логистические издержки достигают 5 - 6% от
оборота для крупных поставщиков, в то время
как у менее эффективных компаний они могут
достигать 12 - 15% от стоимости реализованного
товара", - признает руководитель
направления по управлению цепочками
поставок "Делойт, СНГ" Алексей
Марткович.
Гниет с головы
Вопреки мечтаниям отдельных предпринимателей,
создать универсальную логистическую
цепочку практически невозможно. Очевидно,
что перевозить нефть или скоропортящиеся
продукты придется по совершенно иным
правилам. Представители разных отраслей
промышленности применяют свои уникальные
схемы логистики. То, что подойдет для
транспортировки компьютеров, может
оказаться неприменимо для молока или пива.
Более того, даже выбор транспортировки
одинаковых товаров достаточно широк. В
рамках одной отрасли компании
придерживаются абсолютно различных
стратегий поведения на рынке. Некоторые
могут быть в большей степени ориентированы
на массовый охват регионов, другие -
повышать качество, увеличивая количество
необходимых товаров на складах. Многое
также зависит от позиции риск-менеджеров
компании. Цена фрахта по одному и тому же
маршруту на перевозку одного и того же
груза в "холодном" транспорте и
грузовике-рефрижераторе, где можно
поддерживать температурный режим, будет
отличной. Если удешевить перевозку на
фрахте грузовика, повышаются риски "заморозить"
продукт. Если объем перевозок невелик,
лучше не экономить. Если же приходится
работать с большими объемами поставок, а
риск испортить товар минимален, то иногда
имеет смысл выбрать грузовики подешевле.
Наконец, всегда можно просто застраховать
товар.
Потому работать над индивидуальной
логистической цепочкой каждый раз
приходится практически с нуля. Иногда это
не прихоть владельцев, а просто
необходимость. В последние несколько лет
часто оказывалось, что корпорации, которые
вносили лишь незначительные изменения в
свои стратегии вывода товара на рынок,
начинали потихоньку отставать от
конкурентов. Хрестоматийным примером
принято считать выбор политик компаниями
Compaq и Dell. Compaq, определяя стратегию развития,
предпочла оптимизировать свои
существующие логистические цепочки, однако
эффект от этого оказался незначительным,
поскольку бизнес-модель компании в целом
несколько устарела. Ее конкурент Dell,
напротив, сначала откорректировал бизнес-модель.
Компания сменила основной принцип
деятельности, стала работать не на поток,
как раньше, а "под заказ". Цепочка
поставок была оптимизирована, уже исходя из
новых реальностей. В итоге результаты Dell
оказались перспективнее, чем у Compaq.
Отсутствие целостной системы поставок,
отвечающей современным требованиям, - беда
не только российских, но и
транснациональных компаний. Не так давно
даже такие гиганты, как Nike,
не могли похвастать особыми достижениями в
логистике. Компании не удавалось
синхронизировать данные о спросе и
предложении на рынке спортивной обуви.
Отсутствие сводных отчетов по спросу и
предложению сводило на нет усилия по
составлению прогнозов продаж, а значит,
логисты корпорации не могли обеспечить
оптимальную работу складских помещений.
Ведь если принадлежность процессов всей
цепочки поставок строго не определена,
централизованное управление ими заведомо
невозможно. Надо было собрать все данные по
спросу и предложению в одном месте,
обобщить их, а на решение этой задачи ушло
несколько лет.
Отстраивание логистических цепочек -
занятие весьма затратное. Стоимость
зависит от объема работ, количества
информации, собранной в компании-заказчике.
Также имеет значение, сколько специалистов
работают над проектом и как долго. Сроки
проектов могут колебаться в среднем от 2
месяцев до полугода. Задействовано может
быть от 2 до 15 человек. В результате
совокупная стоимость проекта по
организации системы поставок в один или
несколько регионов обойдется от $100 000 до
нескольких миллионов.
Но это еще не все расходы, к которым стоит
готовиться заказчикам. Примерно в 6 случаях
из 10 проект по оптимизации логистических
цепочек требует IT-решения. Закупка
современного оборудования, как правило,
приведет к скачку расходов на выстраивание
логистики не меньше чем в 2 раза. Однако
внедрением современных технологий удается
ограничиться далеко не всегда.
Автоматически надо закладывать расходы и
на "покупку" новых готовых
специалистов. Последние несколько лет
современные площади для хранения принято
оборудовать WMS или еще более сложными
системами для управления
автоматизированными складами. В противном
случае невозможно претендовать на
присвоение складу класса А. Также на складе
должны работать сотрудники
соответствующей квалификации, а их явно не
хватает. Даже если не скупиться на
рекрутинг, подбор полноценной команды
может растянуться на срок до полугода.
Более того, большинство компаний,
занимающихся хранением, вынуждено
параллельно развивать и еще одно
направление деятельности -
грузопереработку. И часто приходится уже
искать специалистов, работающих в области
ERP-систем.