Малый бизнес обижается на власть, но принимает ее помощь.
Проблема малого бизнеса как сектора экономики не в том, что трудно открыть новый магазин, а в том, что его - этот бизнес - не пускают в промышленность. Тот малый бизнес, который формирует средний класс в развитых странах, на три четверти промышленный. Это фирмы, которые выполняют заказы крупных предприятий.
В России же директора крупных
предприятий боятся доверить серьезную
работу малым фирмам: мол, если они не сорвут
сроки, так запорют качество. А сами малые
бизнесмены по опыту знают, что руководитель
большого завода если и даст им работу, то
обдерет при этом как липку. Отсюда и
результат: две трети малых предприятий
работают в сфере торговли и обслуживания.
Как направить этот бизнес в реальный
сектор, в промышленность, в сферу высоких
технологий? Процесс, скорее всего, будет
эволюционным. Если посмотреть историю
европейских стран и США, то там малый бизнес
в городах зарождался и первое время
развивался тоже преимущественно в торговле.
И лишь потом, когда были созданы законы,
охраняющие и поддерживающие эту сферу,
сформирована деловая культура, малые фирмы
пошли и в другие отрасли.
В общем, магазинчики и ларьки нужны городу
и стране сразу в двух качествах. Во-первых,
для создания конкурентной среды, для борьбы
с фактической монополией торговых сетей. Во-вторых,
они служат моделью и полигоном для создания
новых, культурных отношений между властью и
бизнесом.
Так в чем же проблема, кто мешает "малой
торговле" развиваться, зарабатывать
капиталы и своим примером вербовать в ряды
бизнесменов энергичных, предприимчивых
граждан? Вопрос достаточно запутан и
политизирован. Судя по выступлениям
предпринимателей на телеканале 100 ТВ,
бизнесмены крайне обижены на власть,
которая их "душит", "уничтожает",
"разоряет"...
Однако никто не станет спорить, что власть
больше всех и заинтересована в развитии
малого бизнеса. Он, как не раз говорилось,
будущий "локомотив" экономики, он уже
сейчас -крупный плательщик налогов, наконец,
он создает тот самый средний класс, который
является опорой государства. Взять для
примера Петербург, где малый бизнес громче
всех говорит о своих бедах.
На поддержку этого сектора выделено из
бюджета 2,7 миллиарда рублей. Создан бизнес-инкубатор,
где предоставляются помещения за
символическую арендную плату. Существует венчурный
фонд и Фонд содействия кредитованию малого
бизнеса.
Усилия городских властей отнюдь не
пропадают втуне. Городской комитет
экономического развития на днях подвел
итоги за 2007 год, и выяснилось, что число
малых предприятий в северной столице за год
увеличилось на 26 процентов, их оборот вырос
на 34 процента (и достиг почти триллиона
рублей) - что составляет 29 процентов от
общего оборота по городу, численность
занятых в малом бизнесе увеличилась на 8,3
тысячи человек, а всего в этой сфере заняты
707,5 тысячи человек. Так вот плохо живется у
нас малому бизнесу...
Однако и жалобы предпринимателей тоже не
выдумка. Но предметное знакомство с ними
дает более сложную картину, чем просто "власти
виноваты". "Прессуют" малый бизнес в
первую очередь на районном уровне. Районное
отделение КУГИ, районный архитектор,
налоговый инспектор, пожарный, милиционер
не могут рассчитывать на подачки и откаты с
крупных предприятий, зато магазинчики и
ларьки в полном их распоряжении. Районный
КУГИ может сдать помещение только через
посредничество определенной фирмы,
архитектор требует заказывать павильоны
тоже у конкретной фирмы, милиция берет "за
охрану", пожарный - за неправильно
установленный огнетушитель и так далее.
Еще более беззастенчиво ведут себя
коммунальные монополии. В городе дефицит
инженерных мощностей, и потому от
конкретного служащего "Ленэнерго", "Водоканала"
зависит, согласует ли он подключение к
сетям очередного магазина или откажет "из-за
отсутствия технической возможности".
При этом на верхних этажах власти малый
бизнес получает полную поддержку. Пример -очередное
заседание Общественного совета по развитию
малого предпринимательства, которое вела
губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
Во-первых, она поручила КУГИ решить вопрос
с выделением помещений под
продовольственные магазины в центральных,
самых дорогих районах города и снижением
для них арендной платы.
Во-вторых, Валентина Матвиенко
распорядилась в два раза снизить для малых
предприятий плату за подключение к
электрическим сетям. Город сам будет
разбираться с энергетиками и при
необходимости возьмет на себя часть
расходов.
Третье принципиальное для бизнеса
решение - продление срока жизни временных
торговых и бытовых сооружений, а в каких-то
случаях и полная их амнистия. Многие
магазинчики и все ларьки считаются
временными сооружениями, а потому по
истечении срока аренды земли могут быть
снесены -например, чтобы отдать эти места
под капитальную застройку. И вот теперь
этот порядок изменен.
Что же касается проблемы районных поборов,
то здесь выход один: городская власть будет
"карать самым жестоким образом" (слова
губернатора) даже за самые мелкие факты
вымогательства и взяток. Нужно только,
чтобы сами предприниматели смелее
обращались за помощью. Для этого в комитете
экономического развития открыта горячая
линия, да Общественный совет и сама
губернатор готовы выслушать любую
обоснованную жалобу на власть.
Культуру отношений властей и малого
бизнеса не создать приказом. Она, как и
любая культура, формируется годами. Сейчас
в Петербурге этот процесс где-то посредине:
уже не дикий капитализм, но еще и не тот
уровень, когда любой человек может
открывать свой бизнес в уверенности, что
успех зависит только от него самого. Но
процесс идет в правильном направлении.