Страница: 1/2
Богатые регионы могут позволить себе в среднем более дорогих госслужащих. Но из этого правила есть и исключения, порой удивительные.
Сведения о средних зарплатах в органах исполнительной власти разных уровней регулярно публикует Росстат. «Ф.» взял цифры за 2007 год и сделал их сопоставимыми, скорректировав с учетом разницы в уровнях цен в регионах.
В основу рейтинга была положена
статистика по зарплатам в государственных
органах субъектов федерации –
правительствах и администрациях областей,
краев, республик и автономных округов. Эта
информация наиболее интересна для анализа,
поскольку отражает как финансовое
положение региона, так и кадровую политику,
проводимую конкретным губернатором.
Вероятно, по этой причине при первом же
взгляде на рейтинг обращает на себя
внимание не только существенный разброс
цифр, но и отклонения от принципа «богатый
регион – высокооплачиваемые чиновники».
Показатели размеров оплаты труда в
территориальных ведомствах федеральных
органов власти и на уровне местного
самоуправления также скорректированы с
учетом уровня цен. Кроме того, «Ф.» приводит
данные Росстата о средних зарплатах в
экономиках регионов в целом и предлагает
сравнить их с усредненными зарплатами
чиновников.
Есть подешевле, есть подороже.
Тройка лидеров не вызывает особого
удивления. В этих регионах – Ненецком и
Ямало-Ненецком автономных округах, а также
Тюменской области – экономика зиждется на
нефтегазовом производстве. Их
администрации от недостатка бюджетных
доходов не страдают. Региональные
чиновники НАО получают самые высокие
зарплаты в стране как в номинальном
выражении, так и в пересчете на
среднероссийские цены. Здесь, а также в
занявшем пятую строчку Ханты-Мансийском
автономном округе неплохо зарабатывают и
обычные, «нечиновные» россияне: зарплаты,
приведенные к среднему по России уровню цен,
в 2007 году превышали 23 тыс. рублей.
Зато любопытно четвертое место, занятое
Рязанской областью. Среднее номинальное
жалованье, которое в прошлом году
выплачивали там чиновникам исполнительной
власти, выше, чем в Санкт-Петербурге, Москве
и Московской области. При этом стоимость
фиксированного набора товаров и услуг,
замеряемая Росстатом, в декабре на
Рязанщине была меньше, чем в целом по стране.
Кроме того, в этом регионе средние
заработки представителей исполнительной
власти почти в 3,8 раз превышают зарплату по
областной экономике в целом. Такого
существенного отрыва больше нет нигде в
России.
Конечно, не следует сбрасывать со счетов
усредненность этих цифр. Росстат в своих
оценках опирается на общий размер фонда
заработной платы госучреждений, который
делит на среднюю численность сотрудников и
на количество месяцев, за которые была
предоставлена информация. В абсолютном
выражении «дороговизна» исполнительной
власти сильно зависит от раздутости ее
штатов. Не говоря уже о том, что чиновничья «каста»
так же неоднородна по доходам, как и
общество в целом. Скажем, если, исходя из
данных Росстата, прикинуть годовую
зарплату чиновника московского
правительства, получится примерно 412 тыс.
рублей. В то же время в прошлогоднем
столичном бюджете на оплату труда Юрия
Лужкова было выделено 3,6 млн рублей, а в
нынешнем году его хлопоты обойдутся
горожанам уже в 5,8 млн рублей. Интересно, что
честно трудиться на должности мэра в Москве
гораздо выгоднее, чем в Санкт-Петербурге: в
бюджете на 2008 год на содержание Валентины
Матвиенко выделено 1,7 млн рублей. Но при
этом Cеверная столица в рейтинге
усредненных чиновничьих зарплат оказалась
на седьмом месте, а столица официальная –
только на 36-м.
Вполне закономерны скромные позиции,
которые занимают регионы Юга России –
республики Северного Кавказа, Калмыкия. Это
территории со слабой экономикой и
бюджетами, сильно зависящими от помощи из
федерального центра. Впрочем, последнее
место, занятое Новгородской областью,
выглядит явным диссонансом. По объему
бюджетных расходов на душу населения она
находится примерно на уровне Калужской и
Иркутской областей (а они оказались на 20-м и
27-м местах в рейтинге зарплат госслужащих).
Кроме того, довольно странно 82-е место
Республики Саха. Дело в том, что по
показателю общих бюджетных расходов на
душу населения Якутия находится на восьмом
месте среди российских регионов. Однако с
учетом характерной для Севера дороговизны
товаров и услуг средний уровень
чиновничьих зарплат просто
неправдоподобно низок. А отрыв от
показателя в целом по экономике республики
– самый незначительный в стране, меньше 4%.
Нужно отметить, что законодательно
региональные власти не вполне свободны в
определении зарплат своим чиновникам.
Бюджетный кодекс гласит, что, если субъект
федерации получает дотации из фонда
финансовой поддержки регионов, он не имеет
права платить своим госслужащим больше, чем
федеральный центр – своим чиновникам
соответствующих категорий. Однако
фактически это правило не работает, и в
Москве закрывают на это глаза. Согласно
последнему отчету Минфина, критерий не
выполняется в 53 регионах.
«Государство как бы стесняется».
Принимая решения в области политики
материального вознаграждения чиновников,
власти всегда приходится балансировать
между соображениями экономии и социальной
справедливости с одной стороны, и угрозой
коррупции – с другой. Очевидно, что ей, как и
частному сектору, нужны квалифицированные
люди, которые поступают на госслужбу не для
того, чтобы добирать «недоплаченные рубли»
при помощи воровства и взяток. С другой
стороны, официально содержать дорогих
чиновников при полунищем населении и
слабом бюджете тоже неразумно. Рейтинг
показывает, что губернаторы России
придерживаются очень разных взглядов на то,
каким должно быть оптимальное соотношение.
Недавно свою точку зрения по этому вопросу
обнародовал и Дмитрий Медведев. Выступая на
экономическом форуме в Красноярске,
будущий президент высказался за сокращение
«явно излишней численности госслужащих» и
одновременное создание «достаточно
адекватных материальных стимулов, системы
поощрений для привлечения к
государственной службе наиболее
квалифицированных профессионалов». «Государство
как бы стесняется, что его служащие не
вполне эффективны, поэтому и не доплачивает
им, – заявил Дмитрий Медведев. – С таким
подходом мы не добьемся успеха».
Надо сказать, что и за время президентства
Владимира Путина для улучшения
материальных стимулов было сделано немало.
Согласно данным Росстата, средняя зарплата
работников региональных органов
исполнительной власти только за 2007 год
выросла на 24,1%, а с учетом инфляции – на 13,8%.
Еще больше повезло федеральным госслужащим
в регионах – их реальные заработки
увеличились более чем на треть, главным
образом за счет опережающего роста в ФНС,
ФТС и Росфинмониторинге. В органах местного
самоуправления, где труд чиновников, как
правило, оплачивается намного хуже, чем в
федеральных и региональных структурах,
получать стали больше лишь на 11,5% с учетом
инфляции. Реальные заработки по России в
целом росли быстрее – на 16,2%, а
располагаемые доходы населения – на 12,3%.