Страница: 1/2
Финансовая аренда становится все более популярной.В Москве прошла первая международная конференция "Лизинг в Европе: опыт и новые тенденции". Несмотря на кризис ликвидности и пробелы в законодательстве, рынок лизинга в РФ в прошлом году вырос самыми высокими темпами за последние семь лет.
Прыжок вперед
По данным аналитиков "Эксперт РА",
объем нового бизнеса на рынке лизинга
России в 2007 году составил 997 млрд. руб. ($39
млрд.). Причиной таких высоких темпов роста
рынка является высокий инвестиционный
спрос растущей экономики и все еще хорошая
маржа, на которую могут рассчитывать самые
активные участники рынка. Сыграла роль
также и специфика лизинга как
защищенного продукта: при общем сокращении
банками розничных кредитных программ
дочерние лизинговые компании
финансовых институтов почти не ощущали
нехватки ресурсов в 2007 г.
Полученные участниками рынка лизинговые
платежи в 2007 г. превысили $11,5 млрд. (темпы
прироста - 130%), а профинансированные
средства по действующим и вновь
заключенным лизинговым контрактам - $21
млрд. (прирост - 184%). Доля лизинга в ВВП в
прошедшем году увеличилась почти в два раза
и достигла 3,02%. Данное соотношение выше
аналогичного показателя Великобритании,
занявшей, по данным Leaseurope, по объему лизингового
рынка в 2006 г. 1-е место в Европе (54,96 млрд. евро
объема нового бизнеса, 2,94% - в ВВП). Такая
ситуация объясняется, с одной стороны, уже
зрелым рынком Соединенного Королевства, а с
другой - высоким спросом на лизинг со
стороны инфраструктурных отраслей и
необходимостью масштабной модернизации
экономики России.
В 2006 г. РФ находилась на 6-м месте среди
стран Европы по объему рынка лизинга.
Учитывая тот факт, что европейский лизинговый
рынок растет в среднем на 15% в год, по итогам
2007 г. Россия может уверенно занять 5-е, а в 2008
г. - даже 4-е место среди стран Европы.
Одной из характерных черт 2007 г. стал
существенный рост лизинговых сделок с
естественными монополиями (поставки "РГ Лизингом"
подвижного состава для РЖД, финансирование
"Бизнес Альянсом" энергетических
объектов, "ВТБ-Лизингом" -
энергетического и нефтедобывающего
оборудования). Последствия таких сделок
выразились в значительном увеличении
объема новых сделок на рынке лизинга (объема
нового бизнеса) и появлении новых лидеров
рынка с портфелями, измеряющимися
десятками миллиардов рублей.
Хождение в регионы
Расширение регионального присутствия
многими лизинговыми компаниями стало
второй заметной тенденцией на рынке в 2007 г.
На конец года на 170 компаний приходилось
более 570 филиалов и представительств. В
прошедшем году в географическом
распределении объема нового бизнеса
увеличилась доля Москвы, ЦФО, УФО за счет
уменьшения доли ПФО, СФО, ДФО и Санкт-Петербурга.
Однако данная разбивка не содержит
информацию по компании "Росагролизинг",
у которой подавляющее количество предметов
лизинга предоставляется клиентам за
пределами Москвы. Учитывая этот факт, можно
говорить о том, что доля нового бизнеса,
приходящегося на Москву, в 2007 г. почти не
изменилась и составляет примерно 41,5%.
Спрос на лизинг со стороны субъектов
экономики остается очень высоким.
Востребованность услуг финансовой аренды
привлекает новых игроков и усиливает
конкуренцию. Причем если со стороны
небольших компаний, которые не могут
похвастать стабильным положением и
блестящими результатами деятельности,
наблюдается превышение спроса над его
предложением, то в сегменте крупного
бизнеса конкуренция наблюдается между лизинговыми
компаниями.
По сумме сделок почти половину занимает
крупный бизнес (49,3%), за ним следует средний
бизнес (27,5%) и малый (23,1%).
Лидеры - на колесах
При общем росте объема лизингового
рынка в прошлом году в 2,6 раза сегмент лизинга
железнодорожного транспорта сохранил свою
долю на уровне 2006 г. - 24,4%. Доля
автотранспорта в 2007 г. снизилась на 1,7%, до
21,3% (в том числе доля легковых автомобилей в
заключенных сделках составила 5,8%,
грузового транспорта - 13,4%, автобусов и
микроавтобусов - 2,1%). На фоне роста объемов
сделок со всеми видами транспорта особенно
заметен был рост спроса на грузовой
автотранспорт.
Высокий прирост показал лизинг в
сфере сельского хозяйства, доля которого на
рынке увеличилась в 2,5 раза (с 1,51% - до 3,8%). Это
связано, в частности, с реализацией
компанией "Росагролизинг"
национального проекта "Развитие АПК",
программой которого в 2007 году
предусматривалось финансирование в объеме
25 млрд. рублей.
Сегмент лизинга недвижимости
уменьшился в относительном выражении с 2% в
2006 году до 1,5% в 2007 г. Для российского лизингового
рынка сделки с недвижимостью пока остаются
единичными случаями и не набирают
массовости. Это связано с целым рядом
проблем юридического и бухгалтерского
характера, а также необходимостью
организовать долгосрочное финансирование
на выгодных условиях. Этот процесс занимает
достаточно длительное время, при этом
продавец недвижимости обычно не
заинтересован в ожидании длительного
оформления сделки.
Опора роста
Продолжающийся кризис ликвидности и
последовавшее сокращение финансирования
со стороны банков, очевидно, может привести
к снижению темпов роста лизингового
рынка. По оценкам экспертов, прирост рынка в
IV квартале 2007 г. составил 49%, что на 33% меньше,
чем годом ранее. Сами лизингодатели, в
частности, планируют увеличить свои объемы
деятельности в 2008 г. в среднем всего на 48,7% (в
3 раза ниже уровня 2007 г. и в 2 раза ниже 2006 г.).
Наиболее быстро растущими сегментами лизингового
рынка, на наш взгляд, останутся
автомобильный и железнодорожный транспорт,
авиатехника, строительное и дорожно-строительное
оборудование. Значительный спрос на
указанные предметы лизинга будет
обусловлен реализацией приоритетных
национальных проектов и госпрограмм ("Доступное
жилье", строительство объектов для
Олимпиады в Сочи, строительство
федеральных автомагистралей и пр.). Высокий
спрос и привлекательность в 2008 г.
прогнозируется на объекты энергетики, а
также оборудование для жилищно-коммунального
хозяйства. Сегмент лизинга в сфере ЖКХ
еще только зарождается, однако, учитывая
высокую степень износа инфраструктурных
объектов, нехватку уборочной и
специализированной техники, перспективы
развития у него значительные.
В то же время, касаясь сегментов
железнодорожной техники и оборудования для
энергетики, необходимо отметить, что в
работе с естественными монополиями (такими,
как РЖД, РАО
ЕЭС и другими), заказы которых
значительно способствовали росту объема
рынка в 2007 г., потенциальный спрос трудно
прогнозируем, а ситуация характеризуется
крайне низким уровнем конкуренции и
высокими административными барьерами для
входа новых игроков. Очевидно, что в таких
условиях в сегментах авиа- и
железнодорожного транспорта,
энергетического оборудования продолжат
функционирование крупные лизингодатели
с наработанными связями в данных отраслях.
В то же время в "массовых" сегментах
автотранспорта и строительной техники еще
возможно появление новых игроков и
усиление конкуренции.