Страница: 1/2
Существуя около двух лет на рынке, услуга «лизинг для физических лиц» так и не получила в России законодательного подкрепления. Но, по сути, схема уже сейчас готова составить конкуренцию кредитам, правда, по большей части в коммерческой сфере. Автомобиль в лизинге - прежде всего покупка инструмента для бизнеса, а не машины для личных нужд.
Существуя около двух лет на рынке, услуга
"лизинг для физических лиц" так и не
получила в России законодательного
подкрепления. Но, по сути, схема уже сейчас
готова составить конкуренцию кредитам,
правда, по большей части в коммерческой
сфере. Автомобиль в лизинге -- прежде всего
покупка инструмента для бизнеса, а не
машины для личных нужд.
Своя среди чужих
"В США все машины берут по лизингу,--
уверяет управляющий директор компании "РТК-Лизинг"
Рубен Тумасян.-- Но там существует
финансовая отчетность так называемого
домохозяйства. Каждое лицо отчитывается по
налогам, причем в разных штатах это
происходит по-разному". "Лизинг
позволяет лизингополучателям
воспользоваться налоговыми льготами,
заложенными в законодательстве,-- объяснят
директор департамента по развитию бизнеса
компании Europlan Александр Михайлов.-- Но на
физических лиц лизинг не распространяется
и никакие льготы не предусмотрены".
Услуга "лизинг для физических лиц" в
России не регулируется законом "О
лизинге", да и другими нормативными
актами. На деле процедура оформления машины
в лизинг физическим лицам еще более простая,
чем юридическим, правда, пока такие схемы
больше напоминают традиционную продажу
автомобиля в кредит.
Первопроходцем лизинга для физических
лиц в банковской системе стал
Москоммерцбанк. Запускали необычный для
российского рынка проект совместно с
партнерами еще в конце 2006 года, но уже
спустя несколько месяцев решили
действовать самостоятельно. С мая 2007 года в
банке по специальной программе для
частников было заключено порядка 230
договоров. Что же скрыто под формулировкой
"лизинг для физических лиц"?
По сути, "лизинг" -- это только
название. Во-первых, субъектом здесь
выступает физическое лицо (в отличие от
классического лизинга, там действует
только юридически оформленный арендатор).
Во-вторых, с клиентом заключается не
лизинговый договор, а договор найма-продажи
с отсрочкой передачи права собственности.
То есть на весь период выплат имущество
принадлежит лизинговой компании, а не
собственнику.
Схема действий довольна проста. "На
сайте компании клиент делает заявку, в
которой описывает все основные параметры
автомобиля: марку, объем двигателя, цвет,
стоимость,-- рассказывает директор
департамента автокредитования КБ "Москоммерцбанк"
Виктор Хребет.-- Наш сотрудник, получив эту
заявку, обзванивает всех партнеров с целью
найти данный автомобиль". Размер
кредитования Москоммерцбанка не меньше $5000
и не больше $150 000. Преимущество "частного
лизинга" перед потребительским кредитом
в банке объясняют специальными условиями
при покупке автомобиля. "В автосалоне для
нас существует другой подход: мы
превращаемся из физического лица в
корпоративного клиента,-- говорит директор
департамента автокредитования КБ "Москоммерцбанк".--
Ту машину, которую обычному покупателю
обещают через полгода, мы можем получить
уже через 1-2 месяца. К тому же некоторые
дилеры предоставляют скидки от 3% до 10%
только юридическим лицам, что в итоге
становится бонусом для нашего клиента".
По мнению Дмитрия Горбачева, начальника
отдела продаж компании "Авто АЛЕА",
официального дилера Volkswagen
в России, такая форма "покупки"
автомобиля очень перспективна. "Мы
предоставляем машины в крупную компанию по
прокату автомобилей. Дальше она подбирает
клиента и действует уже по схеме лизинга
для физического лица, а по сути -- аренды с
правом выкупа. Единственное условие -- это
обязательно оперативный лизинг, то есть
предоставление определенного пакета услуг.
Например, на время ТО у владельца забирают
его машину, но вместо этого предлагают
подменный автомобиль",-- рассказывает
господин Горбачев. За эти дополнительные
услуги, плюс к ежемесячному платежу, клиент
должен выплачивать порядка $200-300. Эти
затраты может отчасти компенсировать
скидка, вплоть до 12% от стоимости автомобиля.
Но сами дилеры признают, что подобная
услуга имеет смысл, когда речь идет о
дорогих автомобилях стоимостью от $60 тысяч.
"Для клиента, желающего приобрести,
например, Golf, лизинг не нужен, гораздо
удобнее и выгоднее взять кредит. При
ежемесячном платеже $300 он будет столько же
платить за лизинг",-- говорит господин
Горбачев. С коллегой категорически не
согласна Татьяна Платонова, специалист по
лизингу юридических лиц автосалона Volvo Musa
Motors. "Такая услуга не может существовать
по закону, и зачем называть ее лизингом
непонятно, тем более что существует
множество подобных программ, например,
кредит с обратным выкупом,-- уверяет она.-- К
тому же удорожание по лизингу всегда
априори больше, чем по кредиту, так как в
ежемесячные платежи входят и налог на
остаточную стоимость, и налог на имущество,
которые выплачивает лизинговая компания.
Лизинг может быть полезен для физического
лица только в двух случаях: когда клиент не
хочет, чтобы автомобиль числился за ним; и
когда на приобретение автомобиля не дает
согласие один из супругов. В отличие от
кредита, в лизинге одобрение супруга не
требуется". По словам госпожи Платоновой,
ежегодное удорожание автомобиля,
купленного частником "в лизинг", как
правило, на 3-4% в валюте (или 5-6% в рублях) выше,
чем при покупке в кредит.
По оценкам Михаила Стебенькова,
руководителя региональной сети ЗАО "СЖ
Финанс", лизинг для частных лиц
предлагают порядка 20 компаний по всей
России, и их число в ближайшие годы будет
только расти. "Я думаю, что количество
лизинговых компаний, которые будут
предоставлять подобную услугу, будет
стремительно увеличиваться. Конкуренция!"
-- заключает он.
Частное лицо малого бизнеса
Покупка легковушки "по лизингу для
частников" далеко не самый
востребованный продукт на рынке. В 60-70%
случаев под долгосрочную аренду попадает
грузовой автотранспорт и лишь в остальных --
легковой. Здесь лизинговые агентства умело
воспользовались "огрехами" коллег по кредитному
бизнесу.