Госкорпорация будет управлять и оборонными заводами, перешедшими на мирную продукцию. Институт экономики РАН опубликовал доклад «Государственные корпорации в экономике России». «Создание монополизированной системы госкорпораций в условиях строительства сильной вертикали власти может привести к потере их управления государством», – сделали вывод эксперты института.
По мнению учёных, правительству следует
обратить внимание на следующие негативные
процессы, связанные с новыми угрозами
монополизации. Например, с такой монополией,
как «Ростехнологии», трудно конкурировать
внутри России, учитывая её возможности и
долю в госзаказе. Поэтому не вошедшие в
госкорпорацию предприятия вынуждены или
войти туда, или перепрофилироваться,
считают авторы доклада.
Кроме того, отрицательными последствиями
для всей экономики может обернуться
практически свободное ценообразование на
продукцию крупных госкорпораций.
Непрозрачная отчётность и
неконтролируемый уровень рентабельности
этих структур дают им возможность
использовать затратный механизм
ценообразования.
Учёные обращают внимание на то, что все
принятые положения о регулировании цен в
России не выступают законами прямого
действия, а носят рамочный характер.
Принятие закона «О ценообразовании»,
предусмотренного Конституцией России,
игнорируется парламентом уже в течение 15
лет.
В докладе обращается особое внимание на
то, что ценовая политика госкорпораций не
соответствует мировой практике.
В Германии с 2008 года расширены полномочия
Федерального антимонопольного ведомства. К
его функциям добавляется контроль за
неоправданным завышением цен на
электроэнергию и газ, а также контроль за
продажей продуктов. Концерны не могут
устанавливать на свою продукцию цены,
несоразмерно превышающие размеры
действительных производственных затрат.
Усиление антимонопольной борьбы
наблюдается практически во всех западных
странах. В российском законодательстве
статья 178 УК («Недопущение, ограничение или
устранение конкуренции») предусматривает
срок наказания до двух лет. Но доказать, что
рост цен был связан с преступными
намерениями, а не с рыночной деятельностью,
по нашим законам очень сложно. Не случайно,
по данным МВД, в 2007 году было выявлено
только два преступления по этой статье. По
сути, статья в такой редакции оказалась в
российских условиях невостребованной.
С мнением учёных института экономики РАН
согласен заместитель начальника
Управления контроля промышленности ФАС
Дмитрий Купов.
Он считает, что большинство компаний,
входящих в госкорпорации, надеются, что ГК
прикроют их ценовую политику, используя
свой административный ресурс. Такие
примеры уже есть. Например, ОАО «Электросталь»,
входящее в систему оборонпрома и
занимающееся производством спецсплавов,
поставляет на ФГУП «Салют» спецсплавы по
цене, превышающей стоимость никеля,
продающегося на Лондонской бирже металлов.
Наш же никель, из которого они производятся,
дешевле биржевой цены.
«Кроме того, мы против включения
Объединённой авиастроительной корпорации
и Объединённой судостроительной
корпорации в состав «Ростехнологии». Ни
одна интеграция не будет одобрена ФАС
России при таких обстоятельствах», –
заявил Дмитрий Купов.
Правда, начальник правового департамента
«Ростехнологии» Владимир Кудашкин заявил,
что ценовому беспределу в его ведомстве
поставлено несколько надёжных заслонов.
Например, каждая сделка свыше одного
процента балансовой стоимости активов
должна получить санкции наблюдательного
совета госкорпорации. В него входят четыре
представителя правительства, шесть
представителей Военно-промышленной
комиссии, представители МЭРТ и
Минпромэнерго. Кроме того, гендиректор «Ростехнологии»
должен ежегодно отчитываться перед
правительством и перед президентом страны.
«Средств контроля достаточно, вопрос в том,
насколько государство захочет этим
воспользоваться», – считает он.
Кроме того, эксперты предупреждают в
своём докладе, что отсутствие механизмов
контроля над менеджерами госкорпораций
даёт им возможность выводить активы из
подконтрольных организаций и превращать
государственную собственность в свою
личную. Вот некоторые пробелы в
законодательстве, которые приводят к
такому риску.
Такие ГК, как «Роснанотех» и «Ростехнологии»,
имеют право выделять различным получателям
средства на основе безвозмездного
финансирования. Таким образом, деньги могут
быть отданы коммерческому предприятию,
хозяин которого сделает «откат».
Некоммерческий статус ГК позволяет им
выдавать льготные кредиты на целевую
деятельность. Ставка по этим кредитам может
быть существенно ниже рыночной. Это даёт
возможность получателю кредита заработать
прибыль и поделиться ею с менеджером
корпорации. Кроме того, корпорации имеют
право вносить полученные из бюджета деньги
в уставные капиталы своих дочерних и
зависимых компаний. Соучредителями этих
дочерних компаний могут быть частные
предприятия, зарегистрированные за рубежом,
в офшорных зонах и принадлежащие в конечном
счёте менеджерам самой ГК. Пробелы в
законодательстве позволяют корпорациям
сдавать в аренду активы, производить
закупки по завышенным ценам, завышать траты
на строительство и ремонт, а также
производить манипуляции на фондовом
рынке, заниматься эмиссией долговых
ценных бумаг с повышенной доходностью.
Этот тезис поддерживает и председатель
комитета Государственной думы по
собственности Виктор Плескачевский. «Главным
недостатком нормативной базы
госкорпораций стало то, что распределение
огромных бюджетных средств не подкреплено
мерами ответственности госкорпораций за
результаты их деятельности, – считает г-н
Плескачевский. – В частности, финансовые
ресурсы и государственные активы выводятся
из-под процедур анализа и контроля,
отработанных Счётной палатой».
Сенаторы предлагают аудиторам Счётной
палаты проверять корпорации, а их
результаты рассматривать не только
коллегией Счётной палаты, но и
наблюдательными советами и правлениями
госкорпораций. Председатель комитета
Совета Федерации по промышленной политике
Валентин Завадников считает, что
госкорпорации не являются удачной правовой
формой. «Самым разумным было бы сейчас
приостановиться на пути создания новых
госкорпораций, проанализировать то, что уже
сделано, и выработать общие для всех
госкорпораций нормативные стандарты», –
считает он.
«Практически мы создали новые монополии в
отраслях. Учитывая то, что в России нет
закона о ценах, может начаться
неконтролируемый виток инфляции, и
последствия ваучеризации покажутся
детскими шалостями по сравнению с тем, что
произойдёт в результате деятельности
госкорпораций в том виде, в котором они
сейчас существуют», – заявил завсектором
Института экономики РАН Алексей Зельднер.
Институт экономики РАН провёл
предварительные расчёты. Они показали, что
в расходной части бюджета России по
отношению к базе 2006 года объём корпораций
составляет 22%. Если ГК не выполнят своей
задачи и не создадут новый инновационный
продукт, то в России фактически возникнет
вторая экономика. Неэффективная и отсталая,
которая потянет вниз и те сектора, которые
показали по итогам последних лет хороший
рост. Учёные сделали прогноз, касающийся
имущества ГК в будущем. По их мнению,
дальнейшая судьба госкорпораций может
повторить путь, пройденный РАО
«ЕЭС России». «Часть ГК будет
преобразована в акционерные общества с
выводом их на IPO. То есть, по сути, в России
будет проведён второй, более техничный по
исполнению вариант приватизации с
передачей активов в собственность якобы
более профессиональному классу менеджеров»,
– пишут специалисты в своём докладе.
Начальник правового департамента «Ростехнологии»
Владимир Кудашкин полагает, что нельзя
вместе с водой выплёскивать и ребёнка. «Закон
об организации «Ростехнологии»
совершенствуется. Уже принято порядка
десятка различных решений, и готовится
около двадцати нормативных актов в
развитии этого закона»,– считает он.
Алексей Казаков, "Вне сферы", 25.04.08
Источник: Газета «Гудок»