Страница: 1/2
Одолжить за 60 минут - это стало реальностью российского рынка автокредитования. Оптимисты предрекают ему бурный рост в ближайшие три года. Причем скоро россияне смогут покупать автомобили в кредит уже без обязательных страховок и подтверждения доходов. Вопрос только один: смогут ли вместить российские дороги всю эту блестящую новым лаком автомобильную армаду?
Те, кто уже вкусил прелесть "жизни
взаймы", в последние полгода в полной
мере ощутили на себе и всю нервозность
кредитного рынка. Из трех "китов"
розничного кредитования два ныне плавают в
неспокойных морях. Рынок потребкредитов, и
без того взбудораженный требованием
Центробанка раскрывать размер эффективной
процентной ставки (ЭПС), по-прежнему живет с
оглядкой на продолжающийся рост
невозвратов. Ипотеку вообще чуть не начали
отпевать в связи с мировым кризисом
ликвидности. Третий "кит" - автокредиты
- на этом фоне выглядит образцом
спокойствия. Но диагнозы ему ставят
диаметрально противоположные.
Одни полагают, что рост этого рынка
замедлится - такой прогноз, например,
прозвучал в "Коммерсанте". Другие
считают, что в условиях кризиса ликвидности
автокредитование станет фаворитом
банковской розницы. Этот вид ссуд
максимально защищен от потрясений: с одной
стороны, он не требует от банков столь
внушительных резервов, как ипотека, с
другой - есть залог в виде авто, который
защищает банки от возможной эпидемии
невозвратов.
Как итог: в 2007 году российский рынок автокредитов
достиг $15-16 млрд, а количество машин,
купленных россиянами взаймы, достигло 45% в
общем объеме автопродаж. Откуда недалеко до
60-70% - уровня "кредитно продвинутого"
Евросоюза.
"Прошлый год можно с уверенностью
назвать годом автокредитования, -
констатирует Владимир Голубков, первый
зампредправления Росбанка. - В этом году
прогнозируется дальнейший рост рынка.
Возможно снижение ставок в сегменте
недорогих автомобилей (ценой 300-400 тыс.
рублей), ожидается смещение
потребительского спроса на более дорогие
машины, покупку которых банки уже кредитуют
по сниженным ставкам".
Оптимисты полагают, что великолепные
перспективы автокредитования
предопределены самой ситуацией с
автомобилями в России.
"Рынок автокредитования напрямую
зависит от автомобильного рынка, а
последний весьма далек от насыщения, -
напоминает Николай Корчагин, гендиректор
компании "Кредитмарт". - В США на 100
человек приходится около 75 автомобилей, в
Европе - 40. В Москве на 100 человек приходится
около 30 автомобилей, в других регионах - в
среднем 15. Но число людей, желающих и
способных купить автомобиль, в России
постоянно растет. И кредит остается
актуальным инструментом".
Со стороны банкиров автокредитование
тоже выглядит весьма привлекательным. Одна
из причин - сравнительно низкие риски по
этому виду кредитования. "Чтобы в этом
убедиться, достаточно проанализировать
соотношение доли выданных займов на
приобретение авто к общему объему выданных
банками кредитов, - говорит Елена Смирнова,
директор департамента розничных операций
Инвестторгбанка. - Еще год назад этот
показатель не превышал 10-20%, сегодня он
поднялся выше 30%". А в портфеле Росбанка,
лидера этого рынка, автокредиты
занимают почти половину.
Так что в том, что автокредитование не
"свернется", сомневаться не приходится.
И основной вопрос для потребителя
заключается в другом - изменятся ли его
условия.
Автопробегом - по кризису
И тут вновь всплывает тема кризиса
ликвидности. На соискателе ипотечных ссуд
он отразился самым недвусмысленным образом:
требования к заемщикам стали жестче, отказы
- чаще, а пресловутая справка 2-НДФЛ,
подтверждающая белизну ваших доходов, -
актуальнее. В автокредитовании пока все
намного либеральнее. "Здесь кризис
существенно не повлиял и интерес
участников рынка к этому виду продуктов не
снижается, - поясняет Антон Рудь,
заместитель директора департамента
розничного кредитования Бинбанка. "Автокредитование
в сравнении с ипотекой требует меньше денег
и на более короткий срок, - добавляет Эмиль
Юсупов, директор департамента банковских
продуктов Абсолют Банка. Крупные банки
вполне справляются с потоком ссуд на
автомобили даже с учетом дефицита дешевых
денег на мировом рынке заимствований.
"Мы, например, имеем существенную базу
привлечения ресурсов в виде депозитов
физических и юридических лиц, - отмечает
Владимир Голубков из Росбанка. -
Последствия кризиса, скорее, могут
коснуться банков, фондирующихся на внешних
рынках, либо небольших банков". С такой
оценкой согласен и Филипп Дельпаль,
гендиректор направления розничных
банковских услуг и потребительского
кредитования группы BNP
Paribas в России: "От кризиса в первую
очередь пострадали мелкие и средние банки,
потерявшие источник дешевого
финансирования из-за рубежа и не имеющие
доступа к системе рефинансирования
Центробанком внутри страны. А крупные
структуры сохраняют широкие возможности
для развития различных направлений бизнеса,
включая и автокредитование".
Минус страховка
Практические действия кредиторов
подтверждают этот вывод. В последние годы
сроки выдачи автокредитов с трех лет
увеличились до семи, а в некоторых банках -
до десяти лет. Кредитование покупки
подержанных авто стало повсеместным. Ныне
многие банки продолжают улучшать условия
кредитования, прежде всего снижая
требования к заемщикам.
Даже один из самых консервативных игроков
- Сбербанк - в конце марта дал своим клиентам
возможность получить ссуду на машину,
предъявив всего лишь справку о доходах в
произвольной форме. Раньше для этого
требовалась "железобетонная" 2-НДФЛ. В
конце прошлого года такой же шаг предпринял
банк "Союз", а лидер автокредитного
рынка - Росбанк - при выдаче ссуды готов
учитывать совокупный доход семей своих
заемщиков.
Начались подвижки и в самом "узком
месте" автокредитования - непомерно
высоких ставках по страхованию КАСКО,
которые отпугивают многих клиентов. Банки
начали экспериментировать и с отказом от
обязательного страхования покупаемых в
долг автомобилей. Недавно, например, по
этому пути пошел банк "Хоум Кредит",
запустивший новый продукт - автокредит
без обязательной страховки КАСКО.
Одновременно в "Хоуме" отменили
комиссии за выдачу автокредитов. Ранее
обязательное КАСКО отменил и Росбанк. Оба
банка снизили и время принятие решения о
выдаче автокредита: теперь это делается
за один час.