Страница: 1/3
Темпы могли быть и выше -- помешал кризис ликвидности, который повлиял и на расклад сил на рынке.
Российский лизинговый рынок увеличился в минувшем году на 165% -- самый высокий показатель за последние семь лет. В большой степени это связано с тем, что лизинг компенсировал разрыв между спросом на инвестиционные ресурсы (со сроками три года и более) и пока недостаточным предложением длинных денег со стороны банков.
Объем
нового бизнеса на рынке лизинга в 2007 году
составил, по оценкам "Эксперт РА", 39
млрд долларов, а суммарный портфель
лизинговых компаний -- 47 млрд долларов.
Такой результат работы отечественных
лизингодателей в прошлом году
соответствует нашему прогнозу по итогам
исследования за девять месяцев 2007 года (см.
"Будущее в регионах" , "Эксперт" ь47
от 17 декабря 2007 года).
Главные факторы роста -- инвестиционный
спрос растущей экономики и все еще хорошая
маржа, на которую могут рассчитывать самые
активные участники. В то же время
стремительное увеличение объема рынка было
обусловлено не только гиперактивностью
лизинговых компаний и их клиентов. На
окончательный результат дополнительно
повлияли два фактора. Во-первых, за
прошедший год на 6% снизился курс доллара. Во-вторых,
усилилась инфляция, эффект от которой
составил, по нашему мнению, примерно 10
процентных пунктов. "Очищенные" темпы
прироста рынка достигли 123%, что
подтверждается и расчетами в рублях (997 млрд
рублей в 2007 году, 400 млрд рублей -- в 2006-м) с
учетом инфляционного эффекта. Хотя,
согласитесь, и это очень приличный
результат, которому большинство рынков
могут только позавидовать.
Доля лизинга в ВВП в минувшем году
увеличилась почти в два раза и достигла 3,02%.
В объеме средств, инвестированных в
основной капитал, лизинг занял 15,5%. Однако
согласно международному опыту доля лизинга
в инвестициях субъектов экономики в
основной капитал может достигать 40%, что
свидетельствует о хороших перспективах
дальнейшего роста российского лизингового
рынка.
Локомотивы рынка
Спрос на лизинг со стороны субъектов
экономики остается очень высоким. В то же
время, по словам Галины Костылевой,
управляющего директора ООО "Райффайзен-Лизинг",
ситуация на рынке неоднозначная: "С одной
стороны, спрос на лизинг, особенно на
лизинговое финансирование по приемлемым
ставкам, в несколько раз превышает
предложение в сегменте малых и средних
компаний со скромным финансовым положением.
С другой стороны, за сильных игроков с
хорошей кредитной историей и стабильными
финансовыми показателями наблюдается
конкурентная борьба между лизинговыми
компаниями". Работа с малым бизнесом
позволяет лизинговым компаниям
диверсифицировать клиентскую базу, однако
основной доход пока приносят крупные и
средние лизингополучатели. По словам
Дмитрия Горизонтова, генерального
директора ООО "Петербургская лизинговая
компания", здесь наблюдается принцип
Парето: "20 процентов клиентов -- это, как
правило, средний и крупный бизнес -- дают 80
процентов доходов, если смотреть по
стоимости. По количеству же сделок ситуация
обратная".
Одной из характерных черт 2007 года стал
существенный рост сделок с естественными
монополиями -- они измеряются десятками
миллиардов рублей (поставки "РГ Лизингом"
подвижного состава для РЖД, финансирование
"Бизнес Альянсом" энергетических
объектов, "ВТБ-Лизингом" --
энергетического и нефтедобывающего
оборудования, финансирование "Ильюшин
Финанс Ко" приобретений авиатехники).
Такие сделки позволили указанным компаниям
сохранить и усилить лидерские позиции на
рынке. В частности, "РГ Лизинг"
переместилась с 10-го на 2-е место в списке
крупнейших лизинговых компаний России (см.
таблицу 1 ). Также заметно усилилось
присутствие банковского капитала среди
первой десятки лизингодателей: количество
"дочек" банков увеличилось за год с
пяти до семи компаний.
Лидеры по темпам роста в 2007 году --
сегменты оборудования для производства
тары (финансирование "Авангард-Лизингом"
строительства завода в Омске), авиационного
транспорта (крупные контракты "Ильюшин
Финанс Ко", выход в авиасегмент "ВТБ-Лизинга")
и телекоммуникационного оборудования.
Каждый из этих сегментов вырос более чем в
четыре раза. В 3,7 раза увеличился объем
сделок с предметами строительной техники,
которая пользовалась огромным спросом
вследствие значительных масштабов
строительства в растущей российской
экономике (см. график 2 ).
При общем росте объема лизингового рынка
в 2,6 раза сегмент лизинга железнодорожной
техники сохранил свою долю на уровне 2006
года -- 24,4% (см. таблицу 2 ).
НДС: опять двадцать пять
Сумма не возмещенного лизинговым
компаниям НДС на конец 2007 года не
изменилась по отношению к аналогичному
показателю годом ранее -- 25 млрд рублей. С
одной стороны, с учетом выросшего за этот
период объема рынка можно говорить об
относительном улучшении ситуации. С другой
стороны, прогресс не очевиден -- во многом
возврат происходит по решениям судебных
органов.
Быстро растущую лизинговую отрасль ФНС
использует как источник денег и средство
исполнения бюджета, несмотря на то что это
противоречит экономическому смыслу
лизинга и мешает более эффективной работе
лизингодателей. Ведь задача компаний не в
том, чтобы проводить время в судебных
спорах, а в том, чтобы модернизировать
основные фонды страны.
Кроме того, действия налоговой службы
подрывают репутацию и международный
авторитет российских лизинговых компаний,
поскольку ФНС обвиняет их в
недобросовестности. Многие лизингодатели в
своей деятельности стремятся привлечь
иностранные инвестиции, в процессе чего
раскрывается информация о наличии судебных
дел и исков. А это отнюдь не повышает
привлекательность отечественных компаний.
Недаром за рубежом бытует мнение, что
работа в России -- это "один огромный
налоговый риск".
Перемены во взаимоотношениях налоговых
органов и лизингодателей после судебного
дела "Ханса Лизинг" произошли, однако
прямо противоположные ожидаемым. За 2007 год
контроль со стороны и количество проверок
лишь возросли; по нашим данным, их было
проведено около 900 тыс., большая часть --
проверки по НДС. Число претензий и судебных
разбирательств увеличивается, несмотря на
постоянные решения судов о неправомерности
действий налоговых органов.
Изменения в налоговом законодательстве в
части введения уплаты НДС один раз в
квартал, скорее, не облегчат жизнь
лизинговым компаниям, а приведут к
дополнительным потерям. Ведь если сделка
заключена в январе, зачет НДС будет можно
запросить не ранее чем через два-три месяца,
плюс трехмесячная проверка. В итоге
получаем не менее полугода ожидания. Как
показывает практика, процесс может
затянуться на целый год или полтора.
Результаты исследований в прошедшем году
также показали, что многие компании
среднего звена вообще не требуют
возмещения НДС. Дожидаясь его зачета из
сумм лизинговых платежей, они фактически
бесплатно кредитуют бюджет (более чем на 1
млрд долларов в 2007 году), сами при этом
оплачивая проценты за привлеченные
средства.
Многие стараются избегать судебных
разбирательств с ФНС, хотя практика
показывает, что лизингодатели, которые
последовательно отстаивают свою позицию по
существенным вопросам, впоследствии более
комфортно чувствуют себя во
взаимоотношениях с налоговыми органами --
налоговая служба более уважительно и
лояльно относится к таким компаниям.