По мнению специалистов ООО `Стоун-Авто`, к поиску новых ресурсов роста лизинговые компании в этом секторе рынка подталкивает конкуренция. Для этого есть объективные причины, делают вывод в ООО `Райффайзен-Лизинг`. Один из таких факторов - стабильный рост продаж автомобилей в России при относительно невысокой доле лизинга в общем объеме реализации новых машин. Этот рост оттягивает начало процесса слияний и поглощений в сфере лизинга, который уже давно ожидают специалисты.
Спрос на новые автомобили таков, что его
способна закрыть только группа поставщиков.
И даже все они совместными усилиями не
могут удовлетворить спрос в полной мере:
очереди на популярные иномарки в 2008-м вновь
увеличились до полугода. В результате даже
у небольших лизинговых компаний остается
шанс найти свою нишу на рынке, став
партнером одного из крупных игроков
автопрома.
Новые продукты
Совместные программы с производителями и
автодилерами позволяют предлагать
клиентам все новые продукты. Разработан
финансовый и оперативный лизинг. В первом
случае речь идет об операциях по
приобретению имущества в собственность с
последующей сдачей его во временное
владение на срок, близкий к сроку
амортизации стоимости имущества. Во втором
- автотехника за время аренды не полностью
амортизируется и может быть вновь сдана в
аренду или возвращена арендодателю.
Программы могут включать в себя, например,
дополнительные бонусные услуги, связанные
с обслуживанием корпоративного автопарка в
период действия лизингового договора. Так,
лизинговая компания может заниматься
топливным обслуживанием, хранением, мойкой
автомобиля, техобслуживанием и другим.
Среди самых активных игроков рынка на
Северо-Западе можно назвать такие компании,
как Europlan, ООО `Глобус-Лизинг`, `Прогресс-Нева
Лизинг`, `Икар` (ГК Интерлизинг), `ПРГ Ресурс`,
`АЛД Автомотив` (Societe General Group), `Стоун-XXI`,
петербургские филиалы ООО `Экстролизинг`, `Каркаде`,
`Лизинговая компания УРАЛСИБ`, а также ОАО `Номос-лизинг`
и Raiffeisen leasing.
Основные обороты лизинговых операций
сосредоточены в Петербурге, а среди
региональных центров можно назвать
Новгород и Петрозаводск. В них присутствуют,
кроме филиалов сетевых компаний, также
местные фирмы, среди которых наиболее
успешно развивается ООО `Карельская
лизинговая компания`.
Ресурсы роста
У лизинговых компаний, как показывают
исследования, есть достаточные ресурсы
роста. В частности, только в 2006-2007 гг. во
многих из них всерьез взялись за внедрение
систем автоматизации. Многие крупные
игроки уже дополнили модули бухгалтерского
учета финансовыми (учет договоров лизинга,
кредита и займа, начисление процентов,
расчетов с лизингополучателями, этапов
реструктуризации сделок, автоматическое
формирование счетов и документов
реализации по графикам договоров лизинга).
Специализированные блоки автоматизации
работы с потенциальными клиентами для
расширения сбыта услуг выглядят пока как
экзотика. Это говорит о том, что внутренняя
специализация с выделением бэк- и фронт-офисов
еще только в зародыше. А значит, при наборе
определенных оборотов в бизнесе остаются
существенные резервы для снижения издержек.
Аналогично - с выстраиванием филиальных
сетей. Пока идет количественный рост. И лишь
отдельные игроки в 2007 году занимались
качественной модернизацией своих
региональных офисов.
Остается добавить, что, в отличие от рынка
автокредитов, услуги автолизинга
продвигаются, как правило, только через
российские компании. По автокредитам в
сегменте дорогих автомобилей некоторые
производители приводят сначала в Москву, а
затем и в Петербург своих прямых партнеров -
западные банки. Это связано с относительно
небольшими оборотами лизинговых услуг.
Добавка к кредитам
Но не исключено, что в перспективе
появятся и схемы, аналогичные льготным
автокредитам. Однако это будут очень узкие
ниши, которые вряд ли в ближайшей
перспективе окажут серьезное влияние на
рынок лизинговых услуг Северо-Запада в
целом.Так, многие ведущие иностранные
брэнды продолжают пользоваться услугами
компании Europlan. Даже те, кто приводит с собой
на российский рынок прямых западных
партнеров по автокредитам. Такие варианты
лизинговых программ устраивают и
корпоративных клиентов. Причина понятная:
основные заказчики - средние и малые
предприятия. Обслуживаются чаще всего `штучные`
программы.
Отсюда можно сделать вывод: на данном
этапе развития рынка автолизинг не столько
конкурирует с автокредитованием, сколько
дополняет его, хотя в дальнейшем некоторые
эксперты считают лизинг более
перспективным, чем банковские кредиты.
Имеются в виду возможные темпы роста
объемов сделок. Об этом говорят, в частности,
в компании Europlan, бизнес которой развивался
сначала как сопутствующий банковским
операциям в сфере малого и среднего бизнеса.
Банкам было хлопотно возиться с такими
клиентами.
Любопытно, что на первом этапе развития в
Europlan 80% портфеля приходилось на
оборудование и средства производства. А
сейчас 80% - на транспортные средства.
Поворотным моментом стал 2004 год, когда Europlan
купил главного конкурента на рынке
автолизинга - `Рольф-лизинг`.
Этот пример показывает: если ранее
специализированным лизинговым компаниям
было сложно выжить на рынке и они были
вынуждены диверсифицировать портфель,
становясь универсальными операторами, то,
по-видимому, именно автолизинг станет
первым сегментом, где начнет формироваться
конкурентная среда специализированных
поставщиков услуг.
Для поиска статьи используйте слова: финансовый и оперативный лизинг, учет договоров лизинга, кредита и займа, схемы, аналогичные льготным автокредитам, специализированные лизинговые компании.