Рассуждая об инвестиционных проектах, о том, одобрены ли они, будет ли тому или иному оказана финансовая помощь всемогущего Инвестфонда или выделен долгосрочный банковский кредит, как-то за кадром остается вопрос: а откуда эти самые проекты берутся?
Трудно ли проект подготовить и
подать на рассмотрение, получить "добро"
и почему, например, получение серьезных
кредитов по силам лишь крупным холдинговым
структурам, но никак не компаниям,
относящимся к разряду среднего и малого
бизнеса?
Инвестиционная привлекательность России
растет, приток капитала в отечественную
экономику увеличивается, а вот качество
инвестпроектов оставляет желать лучшего. С
"девятым валом" неграмотных,
недостаточно просчитанных и обоснованных
проектов сталкиваются банковские,
страховые, лизинговые, оценочные,
аудиторские компании, призванные их
обслуживать. Обслуживать, но не
переоформлять и готовить по-новой. Например,
для того чтобы получить поддержку
Инвестфонда, было, по словам министра
Дмитрия Козака, представлено 75 проектов. Из
них заявленным требованиям
соответствовали лишь 20. Остальные, возможно,
были не менее блестящими, востребованными и
выгодными, только вот оформлены не по
правилам.
По оценкам банковских экспертов, "грехи"
заявителей проектов, как правило, таковы:
отсутствие оценки активов, низкий уровень
капитала и собственных средств заемщика,
отсутствие страхования залогов и
страхования вообще, некорректное
составление бюджета проекта, отсутствие
обоснования источников погашения кредита,
подтверждения объемов сбыта продукции.
Примечательно, что банки, заваленные "сырыми"
проектами, не стремятся затеять
собственный бизнес по их "доводке". И
даже, как правило, не выдают заявителям
формальный или мотивированный отказ.
Таким образом формируется "замкнутый
круг" "сырых" проектов, которые
годами ходят из банка в банк, не получая ни
кредитов, ни реальной помощи.
Существует многогранная проблема, где, с
одной стороны, у средней руки бизнесменов
просто нет сил и средств, чтобы достойно
представить свой бизнес-проект, а с
другой наваливаются системные недоработки:
отсутствие национальных стандартов
управления проектами и структур, способных
составлять комплексные "проектные
команды", согласовывать условия
обслуживания проектов в конкретной цепочке
банков, страховых, лизинговых и многих
других членов "команды".
В числе проблем специалисты заявляют о
давно назревшей необходимости
формирования глобальной проектной
площадки для эффективной интеграции в
международный процесс разработки проектов,
и еще раз - об актуальности разработки
национальных стандартов управления
проектами, "настольной книги" для всех
специалистов этой сферы.
НП "Клуб участников проектного
процесса" предложил свой вариант
возможного решения - создание "проектного
супермаркета", в котором специально для
работы над проектами могут комплектоваться
группы экспертов и подрядчиков по оказанию
необходимых услуг - страхования, оценки
активов, лизинга, аудита, консалтинга.
По словам председателя клуба и автора
идеи Дмитрия Любомудрова, ни в одном банке
мира не может быть создана система,
рассчитанная на все случаи жизни,
работающая по всем направлениям и регионам.
Именно поэтому актуален вопрос: "Как
построить механизм быстрого формирования
экспертных команд, который бы работал
автономно и для всех, а не в масштабах
одного холдинга?"
По мнению первого заместителя
председателя правления Банка "СЛАВИЯ"
Михаила Труфанова, даже крупному банку
сложно контролировать и выстраивать всю
"проектную цепочку" с точки зрения
качества контрагентов и баланса рисков, из
которых складываются кредитные риски -
оценка активов, аудит, страхование,
дистрибуция и клиентская работа заемщика,
закупки заемщика, технадзор на объекте и
прочее. Попытки некоторых финансовых групп
собрать все функции в одном холдинге, во-первых,
не являются рыночным решением, создают
дополнительные риски для аффилированных
лиц, во-вторых - отпугивают клиентуру
монопольной пирамидой и опасностью стать
зависимым. В этом смысле Клуб представляет
собой вполне рыночный "проектный
супермаркет", в котором Проект может
самостоятельно выбрать партнеров. В этом
смысле это не только полезная, но и
уникальная услуга.
Светлана Попова
корреспондент "РГ"
комментарии
Сергей Нос,
Генеральный директор ОАО "ОмскВодоканал":
- Впервые мы представили общественности
масштабный инвестиционный проект
инфраструктурного характера осенью 2006 года.
"Программа реабилитации и развития
систем водоснабжения и водоотведения г.
Омска" рассчитана на 24 года, объем
финансирования - 18,67 млрд руб. Согласно
финансовой схеме его реализации, 65
процентов - это собственные средства, 31
процент - средства федерального бюджета, 4
процента - регионального. Важность проекта
понятна и администрации города, и депутатам
горсовета. Нас поддерживает областное
правительство. На необходимость развития
инженерных коммуникаций обратил внимание
посетивший Омск летом прошлого года Герман
Греф, бывший тогда главой МЭРТ.
Однако только сейчас мы приступаем к
реализации первого этапа программы. Почему
так "не скоро дело делается"? Здесь
сказалась типичная проблема российской
правовой базы: есть хороший закон, но нет
подзаконных актов, определяющих порядок
его исполнения. Есть 210-й Федеральный закон,
позволяющий устанавливать инвестиционную
надбавку к плате за подключение к тарифу. Но
нет механизма его реализации, поэтому на
принятие решения у городских депутатов
ушло почти полгода.
Сейчас мы готовим документы в
Минрегионразвития для софинансирования
проекта из Инвестфонда РФ. Здесь картина
более позитивная: есть абсолютно понятный
механизм, позволяющий, пусть медленно, но
последовательно двигаться в нужном
направлении. Надеюсь, что законодатели
обратятся к опыту первопроходцев в
реализации долгосрочных инфраструктурных
проектов, чтобы усовершенствовать правовую
базу. Иначе отставание в развитии
инженерных коммуникаций станет тормозом
как для жилищного строительства, так и для
наращивания промышленных мощностей.