Страница: 1/2
Лето - традиционный сезон покупки автомобилей. У нынешнего сезона есть свои особенности. Пиковые продажи новых иномарок в России начались при бурном развитии автокредитования, примерно три года назад. И сейчас купленные тогда новенькие иномарки, накатав пробег 50 000 км, массово поступают в продажу в те же автосалоны.
Купить их можно не только за
наличные, но и в кредит. Разница с новой
иномаркой лишь в первоначальном взносе и на
один процент увеличенной кредитной ставке.
Новые идеи для сбыта старых машин
Стремительное развитие автокредитования
в разы увеличило российский "частный"
автопарк. В прошлом году рынок новых
автомобилей вырос на 71%, с 790 до 1193 млрд
рублей. Прогноз увеличения рынка новых
автомобилей в 2008 году, данный аналитиками
"Русфинансбанка", составит около 29%, с
объемом до 1,5 трлн рублей. Это в свою очередь
увеличивает парк подержанных машин. За 2007
год рынок автомобилей с пробегом вырос на
45%, с 949 до 1374 млрд рублей. А в 2008 году он
должен вырасти еще на 23%, до 1,7 трлн рублей.
При этом в структуре российского
автомобильного рынка в 2008 году доля продаж
новых автомобилей по сумме должна
составить 48%, доля продаж подержанных авто -
52%.
По данным экспертов, рынок б/у автомобилей
составляет примерно 4,0 - 4,5 млн покупок-продаж
легковых автомобилей в год. Примерно 2,5 - 2,8
млн приходится на отечественные авто, и
около 1,5 - 1,7 млн - на иномарки. В дальнейшем,
по мнению аналитиков, темпы роста рынка
подержанных иномарок будут близки к тем,
которые демонстрирует сейчас рынок новых
иномарок - 60 -70% в год.
Итак, рынок подержанных машин с каждым
годом насыщается все больше и больше,
требуя для сбыта новых идей. Одна из самых
действенных - развитие кредитования
подержанных машин. Именно такие программы
по требованию автосалонов сейчас активно
разрабатывают банки. Пока объем рынка
автокредитования б/у машин намного меньше
рынка кредитования новых автомобилей. Так,
в прошлом году объем рынка кредитования
новых авто вырос на 78% ,с 245 до 435 млрд,
подержанных - на 68%, с 147 до 247 млрд рублей.
Увеличение рынка автокредитования новых
автомобилей в 2008 году ожидается на уровне
38%. Темпы роста рынка автокредитования
подержанных автомобилей прогнозируются
менее высокими - 21%. При этом доля продаж в
кредит новых автомобилей от общего рынка
новых авто в 2008 году составит 39%. Доля продаж
б/у авто в кредит от рынка подержанного
транспорта в этом году составит всего лишь
18%. Суммарно в структуре рынка
автокредитования в 2008 году 67% продаж
придется на новые авто, доля продаж
подержанных авто в кредит составит 33%.
Чем интересны подержанные авто
У стремительного развития рынка
кредитования подержанных машин есть и
другие причины. Рынок автокредитования
насыщен предложениями банков, ставки по
кредитам приблизились к своему минимуму,
поэтому банкиры расширяют круг
предоставляемых услуг, в том числе за счет
кредитов на подержанные машины. Это один из
резервов развития автокредитования. "Объем
продаж б/у автомобилей уже сейчас занимает
значительную долю в кредитном портфеле
банка, но данный сегмент особенно интересен
тем, что еще недостаточно охвачен, и
потенциал его роста очень высок", -
подтверждает начальник управления
потребительского и розничного
кредитования OTP Bankа Денис Сергеев.
Кредитование покупки б/у автомобилей
интересно банкам из-за более высоких ставок.
Кроме того, у подержанных автомобилей ниже
скорость амортизации. "В перспективе, в
связи с приходом на рынок западных банков,
доля российских игроков в сегменте новых
автомобилей будет снижаться.
Компенсировать это отечественные банки
будут в том числе и за счет более активного
кредитования покупок подержанных авто", -
называет еще одну причину роста активности
банков в этом сегменте первый
зампредправления банка "Стройкредит"
Сергей Гусаров.
Список ограничений
Потребитель в выигрыше, поскольку
нарастающая банковская конкуренция быстро
меняет условия кредитования в этом
сегменте. В первую очередь снижаются суммы
первоначальных взносов и растут сроки
кредитования. Происходит постепенное
сближение условий программ кредитования
новых и "старых" машин. "При
кредитовании подержанных автомобилей банк
предлагает повышенную процентную ставку по
сравнению с кредитованием на приобретение
новых транспортных средств, и
первоначальный взнос при данном виде
кредитования должен составлять не менее 20%
от стоимости автомобиля. В остальном
условия кредитования подержанного
автотранспорта и новых автомобилей
одинаковы", - рассказывает начальник
управления розничного кредитования
Русского банка развития (РБР) Алла
Курвякова.
Упрощаются и требования к подержанным
машинам, в первую очередь к "возрасту".
Он увеличивается до 10 лет (столько лет
машине должно быть к концу срока
кредитования). Сроки кредитования
повсеместно выросли до 5 лет. Есть даже
кредиты до 7 лет (РБР, ВТБ24, МБРР). Однако еще
много ограничений остается в силе, и это
отпугивает клиентов. Банки могут вводить
ограничения по пробегу (например, не более
200 тыс. км), по числу предыдущих владельцев (как
правило, не более двух-трех), по стоимости
автомобиля (например, не менее $10 тыс.).
Существуют и специфические требования к
продавцу машин. Как правило, банки
кредитуют автомобили только через
партнерские автосалоны или же через
договор комиссии, т.е. когда физическое лицо
отдает свой автомобиль на реализацию в
салон. Банков, кредитующих покупку машин у
частных лиц, очень мало. Такую возможность,
в частности, предоставляют Русфинансбанк,
МДМ-Банк, Росбанк. "Если человек решил
приобрести автомобиль у частного лица, ему
нужно собрать и передать необходимые
документы в банк. Время рассмотрения заявки
с момента поступления полного пакета
документов 1-3 дня. Банк принимает решение о
выдаче кредита. После чего клиент находит
автомобиль, который хочет приобрести, и
предоставляет в нам на проверку паспорт
транспортного средства (ПТС) на автомобиль
и паспорт владельца автомобиля, -
рассказывают банкиры. - Банк осуществляет
проверку автомобиля и продавца и выносит
решение (в случае отказа продавцу
автомобиля клиент ищет новый автомобиль).
При положительном решении страховая
компания, уполномоченная банком, проводит
предварительную экспертизу и
устанавливает страховую стоимость
автомобиля. Автомобиль снимается с учета в
ГИБДД, и заключается сделка". Клиент
передает сумму первоначального взноса
продавцу. Остальные деньги продавец
получает от банка. Клиент в свою очередь
получает автомобиль и кредитный долг.
"Помимо уже действующей в банке
классической программы кредитования мы
планируем вывести на рынок ряд программ,
специально ориентированных на покупку б/у
авто, как в автосалоне, так и у частного лица",
- сообщают в OTP Bank. Программу покупки машин в
кредит у частных лиц сейчас готовят к
запуску многие банки, так что скоро она уже
не будет редкостью на нашем рынке.