Страница: 1/3
Зачастую основное условие, предъявляемое работодателем, -- наличие стажа. Но вот его-то у выпускников вузов и нет. Как обеспечить себе стабильную и перспективную работу в самом начале карьеры, выяснял Dє
Между уровнем знаний бывших студентов и
требованиями работодателей к уровню
подготовки молодых специалистов
хедхантеры видят существенный разрыв. "Многие
выпускники подготовлены довольно слабо,
причем от специальности это не зависит, --
сетует руководитель группы подбора
персонала кадрового центра "Юнити" Кира
Мартанова. -- Некоторые работодатели в ужас
приходят от знаний соискателей. А ведь
зарплатные амбиции при этом огромны".
Даже если вчерашний студент учился
добросовестно и готов в полной мере
продемонстрировать свои знания
потенциальному работодателю, для
благополучного выполнения заданий
руководства его подготовки может не
хватить. "Студенты ведущих госвузов
получают неплохие знания в области
финансов, экономики, банковского дела,
прикладных компьютерных программ, --
говорит старший вице-президент ВТБ 24
Надежда Филиппова. -- Однако для построения
успешной карьеры в банке одной
теоретической подготовки недостаточно".
Лучший старт -- ранний
Те выпускники, которые все четыре-пять лет
посвятили исключительно обучению,
безусловно, смогут найти работу в
интересующей отрасли. Однако в общем потоке
соискателей им будет чрезвычайно трудно
конкурировать с теми, кто не поленился
заняться своей карьерой еще в студенческие
годы. По мнению хедхантеров, лучше всего
начинать работать, пусть даже неполный день,
уже на старших курсах. Тогда к моменту
окончания вуза у юного соискателя будут
один-два года стажа по выбранной
специальности. С таким багажом легче
получить новую работу и расти в должности.
"Кроме того, фирмы, ищущие сотрудников на
открывшиеся вакансии, смотрят прежде всего
на внутренние ресурсы, -- объясняет
консультант рекрутинговой компании
Marksman Ольга Демидова. -- Так, один из наших
клиентов, крупный банк, сделал главным
юристом ассистента девушку-студентку,
работавшую на полставки. Из двух
соискателей с одинаковыми
характеристиками выберут того, у кого уже
имеется опыт работы, пусть даже полученный
во время стажировки или в операционном зале".
Студент пятого курса юрфака МГУ Роман
Бабаев пришел в футбольный клуб ЦСКА на
рядовую должность юриста, а в скором
времени возглавил соответствующий отдел. К
29 годам он получил должность гендиректора
клуба.
И таких примеров множество. Начав со
стартовой позиции ассистента или стажера,
за два-три года можно дорасти до
заместителя начальника отдела, а в
некоторых случаях даже возглавить
небольшое подразделение. Зарплата за это
время, по подсчетам специалистов, вырастает
на 60-70%. И это при том, что выпускники и
студенты престижных учебных заведений,
обладающие высоким уровнем владения
английским языком, уже на старте могут
рассчитывать на ежемесячный оклад 40-45 тыс.
руб. Так что не стоит терять время.
Многие специалисты с высоты своего
нынешнего опыта теперь понимают, какую роль
в их карьере сыграла стажировка. "Я
выпускник Московского гуманитарного
института имени Дашковой, -- говорит
Александр Мустакимов, сотрудник компании
"Скай Линк". -- Практику во время учебы проходил в
рекламном агентстве DєArcy Worldwide Moscow (ныне "Родная
речь". -- Прим. Dє). Когда срок вышел, мне
предложили остаться. В дальнейшей карьере
полученный опыт чрезвычайно мне пригодился,
а само агентство слывет замечательной
кузницей кадров: упоминание его названия
отлично действует на потенциальных
работодателей". Пользу учебных
стажировок отмечает и Анна Сапожникова,
ведущий специалист управления по связям с
общественностью СБ банка: "Я окончила
философский факультет МГУ, и обе практики,
которые у нас были во время обучения, вполне
могли оказать серьезное влияние на мою
дальнейшую карьеру. Первую, на третьем
курсе, мы проходили в аппарате полпреда
президента. Несколько месяцев я занималась
аналитикой и, наверное, могла бы остаться.
Однако работать в штате и учиться на
дневном отделении не получилось бы. Второй
раз меня послали работать в PR-компанию,
которая занималась продвижением
кандидатов от "Единой России" на
муниципальных выборах. Это был также
совершенно уникальный опыт. Работа
оказалась интересной, помогла приобрести
полезные навыки. Только позже я поняла, что
попасть в политический PR сложно. Можно
иметь диплом престижного вуза и профильную
специальность, но найти работу в данной
сфере тяжело. После окончания практики мне
предложили участие еще в ряде
избирательных компаний. Я занималась
пиаром и продолжала обучение. Впоследствии
без проблем устроилась на постоянную
работу в банк".
О пользе практики, стажировок и ранней
карьеры можно получить полное
представление, если взглянуть на позиции
выпускников какого-либо вуза через год-два
после его окончания. По данным специалистов
HR-отрасли, 60% из тех, кто приступил к работе
на четвертом-пятом курсе, сегодня занимают
руководящие позиции. "Программы
стажировок помогают вчерашним студентам
получить те практические навыки, которые
будут необходимы в профессии, -- говорит
директор по маркетингу компании "Пронто-Москва"
Сергей Орехов. -- А если с отраслью
деятельности человек еще не определился,
благодаря стажировке он сможет нащупать
подходящее направление".
Высшая протекция
Среди работодателей и специалистов по
подбору кадров по-прежнему бытует мнение,
что выпускники ведущих вузов самых разных
направленностей имеют в своей массе лучшую
подготовку и большие амбиции, чем прочие.
Именно поэтому в ходе борьбы за абитуриента
крупнейшие учебные заведения не бравируют
возможностями организации стажировки для
студентов и трудоустройства выпускников.
Как правило, обладатели дипломов МГУ, ВШЭ,
Плешки, Бауманки, МИФИ, РГГУ и др. стоят на
шаг впереди тех, кто предпочел менее
престижные учебные заведения. Именно на их
резюме как в процессе отбора на стажировку,
так и непосредственно при трудоустройстве
обращают внимание работодатели. Впрочем,
есть исключения. "Многие банки весьма
неохотно берут на работу обладателей
дипломов МГИМО, -- рассказал Dє хедхантер,
пожелавший остаться неназванным. -- Часто
приходится слышать, что качество
подготовки выпускников ниже среднего, а
запросы многих вчерашних студентов
совершенно не адекватны их знаниям и опыту".
С самыми престижными вузами охотно
сотрудничают крупнейшие компании в
различных секторах. Сотрудничество ведется
по трем основным направлениям: контракты о
практиках и стажировках, проводимых для
студентов старших курсов; договоры о
трудоустройстве выпускников на рядовые
позиции; трехсторонние договоры компания --
студент -- вуз. Последний вид сотрудничества
пока только начинает широко использоваться,
причем наиболее активно в сырьевом и
техническом секторах, где нехватка сильных
молодых кадров ощущается особенно остро.
"Некоторые студенты в Государственном
университете нефти и газа, который я
окончила три года назад, учились на
внебюджетном отделении за счет будущего
работодателя, -- рассказывает одна из
выпускниц. -- Обычно крупная нефте- или
газодобывающая фирма оплачивала обучение
взамен на долгосрочное сотрудничество
между специалистом и организацией".
Сами вузы используют три схемы помощи
студентам и выпускникам с трудоустройством.
Первый способ самый простой и, как водится,
наименее эффективный -- ярмарки вакансий.
Они проводятся, как правило, раз или два в
год. Вуз, по сути, берет на себя лишь
обязательство обеспечить условия для
встречи студентов с потенциальными
работодателями. В ходе ярмарок компании,
готовые принимать на работу молодых
специалистов из того или иного учебного
заведения, проводят презентации,
собеседования, а соискатели получают
возможность пообщаться непосредственно с
сотрудниками кадровых служб этих фирм.
Такие мероприятия проводят, например, МИРЭА,
Санкт-Петербургский государственный
университет информационных технологий,
механики и оптики, МГГУ.