Страница: 1/2
Быстрые темпы развития российской кредитно-финансовой системы определяются в том числе возможностью заимствования и адаптации зарубежного опыта. И в этом нет ничего зазорного: глупо набивать шишки, имея возможность учиться на чужих ошибках.
В России банковское кредитование стало
доступным относительно недавно, и это дало
толчок формированию института кредитных
брокеров, выполняющих на финансовом рынке
роль катализатора, ускоряющего процесс
расширения клиентской базы банков.
Кредитный брокеридж еще не получил в
России официального признания и потому
государством никак не регулируется.
Вследствие этого банки и посредники не
являются полноценными партнерами по
бизнесу, не существует единых стандартов
работы и профессионального обучения и,
наконец, значительную часть клиентской
аудитории брокеров составляют не
стандартные, а проблемные заемщики. Сегодня
рынок кредитного брокериджа слабо изучен и
по нему крайне мало достоверных данных. Как
правило, публикуемые сведения основываются
на той информации, которую предоставляют о
себе сами участники, а кто же станет
выставлять себя в невыгодном свете? Тем не
менее общая картина российского рынка все
более конкретизируется, и это позволяет
проводить параллели с тем, что происходит
за океаном.
Чужие шишки
Россияне еще не привыкли к тому, чтобы
покупать недвижимость через ипотеку: на ее
долю приходится не более 15% сделок. Иначе
дело обстоит у американцев, где на ипотеку
приходится свыше 90% операций, связанных с
покупкой жилья, и при этом 64% сделок
совершается при участии посредников.
Вследствие чего сформировался мощный
сегмент ипотечного брокериджа, в котором
накануне кризиса были задействованы сотни
тысяч лицензированных специалистов.
Согласно американскому законодательству,
этот вид деятельности лицензируется на
местном уровне: в каждом штате свои законы,
между которыми имеются определенные
отличия. Выдачей лицензий занимаются
службы при мэриях, выполняющие также
функции надзора. Для того чтобы получить
лицензию, необходимо заплатить некоторую
сумму и, главное, пройдя обучение, успешно
сдать квалификационные экзамены. В свою
очередь, интересы профессионального
сообщества защищают и лоббируют
общественные организации.
Однако даже государственное
регулирование не уберегло от того, что
брокеры оказались вовлечены в махинации с
кредитами и при их участии было оформлено
множество дефолтных займов. Сегодня есть
данные о миллионах форекложерс (так
американцы называют процедуру конфискации
недвижимости за неуплату кредита) за 2004-2007
годы. Большинство этих займов были выданы
после предоставления в банки
фальсифицированных данных о доходах,
финансовых запасах и завышенной оценочной
стоимости приобретаемых и закладываемых
объектов. Подобные преступления находятся
в ведении ФБР, установившего, что только за
2006 год из 3 млн дефолтных займов 70%
выдавалось по фальсифицированным
документам. Получается, что почти 1,4 млн
кредитов могли быть оформлены при помощи
тех брокеров, которые безответственно
выполняли предварительный андеррайтинг, а
порой и сами принимали участие в
фальсификации документов.
Сразу после того, как случился кризис,
началось закручивание гаек. Например, в
пакете документов на кредит стала
обязательной подписанная заемщиком и
брокером форма, предупреждающая об
уголовной ответственности за
фальсификацию документов, а в некоторых
штатах деятельность без лицензии теперь
вообще уголовно наказуема. До кризиса
санкций и инструментов тоже было
предостаточно, но не все они работали
должным образом. Для легальных брокеров в
первую очередь это был отзыв лицензии,
аудиты, заполняемые банковскими служащими
фэбээровские "заявления о
подозрительной деятельности". Что же
касается наказаний за предоставление
фальшивых справок, то это чревато
длительными сроками заключения и огромными
денежными штрафами. А поскольку в США
принято суммировать сроки наказаний, то
некоторым злостным фальсификаторам
присуждают сотни лет тюрьмы. Например, в
прошлом году одного калифорнийского
брокера приговорили к 450 годам тюремного
заключения. Но тогда почему оказалась
возможна такая масштабная фальсификация?
Прежде всего, потому, что банки не
предъявляли жестких требований к качеству
андеррайтинга заемщиков. Соответственно,
так же себя вели и брокеры. Поскольку
передача кредита с баланса первичного
кредитора на баланс вторичного ведет к
перераспределению рисков, то банки,
выполняя андеррайтинг заемщиков и выдавая
кредиты, не рисковали собственными
средствами, являясь всего лишь
операционными звеньями. Формируя пакеты
кредитов на сотни миллионов долларов, они
продавали их пенсионным и хеджинговым
фондам, сразу зарабатывая свою маржу.
При этом банкиров мало заботило качество
кредитов. В погоне за прибылью банки
стремились выдавать как можно больше
займов и поэтому внедряли в свою практику
высокорисковые продукты, так называемые
subprime. Подавляющее большинство дефолтов,
кстати, произошло не среди заемщиков,
кредитовавшихся по стандартным программам,
а среди тех, кто получал кредиты с
нарушением всякой логики и здравого смысла.
В продвижении банковских subprime-программ
энергично участвовали посредники, нередко
закрывавшие глаза на явное несоответствие
заемщиков размерам запрашиваемых кредитов.
Для американского рынка кредитного
брокериджа кризис сыграл роль
очистительного ветра: ушли те брокеры, кто
не может или не хочет работать честно (по
некоторым сведениям, осталось не более
трети от "докризисных" 440 тыс.
лицензированных брокеров).
Идущие следом
Тем временем в России совокупный объем
ипотечных кредитов в 2007 году вырос в 2,6 раза,
причем его состояние характеризуется
низкой долей просроченной задолженности -
0,13% на 1 января 2008 года. При этом доля
просроченных долгов по ипотечным кредитам
в общем объеме просроченных ссуд
составляет не более 10% и этот уровень
остается практически неизменным с начала
2006 года. Но не во всех регионах продвижение
ипотечных программ идет одинаково успешно.
Там, где у банкиров есть осознание
ответственности за андеррайтинг, все
обстоит благополучно. Например, в
Петербурге у Агентства по ипотечному
жилищному кредитованию (АИЖК) доля
просроченных кредитов составляет всего 1,09%
от общего портфеля и при этом за период с
июля по октябрь 2007 года даже сократилась
почти в два раза - с 1,3 млрд до 735 млн рублей.
Но в целом ряде других российских регионов
государство вынуждено отказаться выкупать
кредиты, выданные гражданам местными
коммерческими банками в рамках
национального проекта "Доступное жилье".
Причина - огромный по российским меркам
процент просрочки. И в этом прежде всего
виноваты сами банки, решившие, что коль
скоро государство несет все риски по
невозврату (как это предполагается по
условиям нацпроекта), то и серьезно
проверять заемщиков не стоит. Таким образом,
корни проблемы те же, что и в Америке, -
перераспределение кредитных рисков
привело к утрате ответственности за
андеррайтинг, что развращает не только
банки, но и их партнеров - кредитных
брокеров. В результате программа "Доступное
жилье" забуксовала, а некоторых
региональных операторов АИЖК проверяют
ревизоры.