Страница: 1/3
У лизинговых компаний не хватает заемных ресурсов для развития бизнеса прежними темпами. Меньше всех пострадал сектор автолизинга, который закрепил за собой позиции лидера на рынке финансовой аренды.
Транспортный лизинг продолжает
оставаться основным и наиболее динамично
развивающимся сегментом рынка финансовой
аренды. Почти все эксперты, опрошенные "Профилем",
сошлись во мнении, что транспортный лизинг
развивается очень интенсивно. "Все
сегменты этого рынка перспективны, -
считает генеральный директор компании "ФинСтройЛизинг"
Сергей Кирьянов. - У нас в стране нет избытка
транспорта, скорее, наоборот, есть
тенденция к повсеместному обновлению
автопарка и росту числа грузоперевозок.
Превращение России в мировой экономический
и туристический центр является залогом
развития отрасли в будущем".
Аналогичные прогнозы дает генеральный
директор лизинговой компании "АРВАЛ"
Сергей Дианин: "Рынок лизинга
транспортных средств растет и будет в
ближайшее время активно развиваться за
счет увеличения автомобильного рынка на
22-26% в год, развития лизинга в регионах,
роста экономики в целом, а также стремления
компаний к повышению прозрачности бизнеса
и оптимизации издержек". Что касается
основных тенденций рынка лизинга
транспортных услуг, то здесь Сергей Дианин
отметил усиление конкуренции, приход на
рынок международных игроков, усложнение
лизингового продукта, развитие
дополнительных услуг, сопровождающих
лизинг, а также активный рост оборотов
рынка розничной финансовой аренды.
Аренда на бензине
Рынок транспортного лизинга условно
можно разделить на несколько сегментов по
объектам сделок. Наиболее популярное
имущество для сдачи в финансовую аренду -
это автомобили. Не менее активно передают в
лизинг железнодорожный транспорт. Третье
место по объемам сделок занимает
авиатехника. Ну и на последних местах
находятся сделки по лизингу речного и
морского транспорта. Этот сегмент
экспертам трудно подвергнуть анализу из-за
отсутствия объективной информации и
единичности сделок.
По прогнозам исполняющей обязанности
генерального директора компании "Русь-Лизинг"
Натальи Швалевой, в будущем такая
расстановка сил не изменится. "Специфика
железнодорожного транспорта заключается в
большой капиталоемкости подвижного
состава, а также долгом сроке его
амортизации и масштабе железнодорожной
сети в России, - рассказывает эксперт. - Если
учесть влияние всех этих факторов, то можно
предположить, что лизинг железнодорожного
транспорта близок к насыщению. Если его
доля на рынке лизинга в последующие год-два
не уменьшится, то темпы роста в любом случае
должны снизиться". А вот потенциал
лизинга автотранспорта полностью не
раскрыт, уверена Наталья Швалева. Ведь с
улучшением экономической обстановки
растут потребности и возможности как
юридических, так и физических лиц в
приобретении автотранспорта.
По мнению директора по развитию бизнеса
лизинговой компании EUROPLAN Александра
Михайлова, лизинг автотранспортных средств
является наиболее рыночным и информационно
прозрачным сегментом. На долю автолизинга
по итогам прошлого года пришлось 24,4%
совокупного объема переданных в лизинг
активов. Хотя в 2006 году доля сделок лизинга
автотранспорта была чуть выше - 24,7% от
объема рынка. Но это лишь незначительное
уменьшение объемов. Сегмент автолизинга
сохранит лидерство. Ведь, как отмечает
Александр Михайлов, рынок автолизинга
характеризуется минимальной концентрацией
лизингодателей (около 100 участников рынка) и
сделок внутри крупных финансово-промышленных
групп. При этом сегмент отличает большое
количество заключаемых контрактов, высокий
уровень стандартизации реализуемого
продукта и незначительные объемы средней
суммы сделки.
Перечисленные особенности - это неплохие
"бойцовские качества" в условиях
современного лизингового бизнеса. В
будущем российский рынок лизинга
транспорта, скорее всего, будет повторять
тенденции европейского рынка, где общий
корпоративный парк составляет 23 млн
автомобилей, из которых доля рынка лизинга
составляет около 50%, считает Сергей Дианин.
Рынок достаточно стабилен, прирост
количества автомобилей в лизинге сравним с
ростом корпоративных автопарков и
находится на уровне 1,3% в год.
Однако есть и более оптимистичные
прогнозы. "Рынок продаж и лизинга
автомобильного транспорта продолжит бурно
развиваться в ближайшие годы, - уверен
руководитель дирекции лизинга транспорта
компании "ЦЕНТР-КАПИТАЛ" Дмитрий
Ивакин. - С учетом высокой ликвидности
автомобилей факторы, сдерживающие развитие
этого сектора, минимальны". При этом
спрос на лизинг автотранспорта продолжает
оставаться высоким. "На рынке ощущается
большая нехватка дорожно-строительной
техники и автотранспорта, - рассказывает
генеральный директор "Объединенной
лизинговой компании" Елена Алексеева. -
Сроки ожидания по некоторым категориям
транспорта, особенно импортного,
составляют до полугода". На рынке
грузовых и пассажирских автоперевозок
эксплуатируется очень много изношенной
техники, которая сейчас замещается в
основном за счет лизинга, сгущает краски
генеральный директор компании "Авангард-Лизинг"
Александр Кожевников.
Автолидер
Очевидно, что с ростом российской
экономики и увеличением объема продаж
автотранспортных средств игроки рынка
транспортного лизинга столкнутся с ростом
конкуренции. Наталья Швалева считает, что в
этих условиях иностранные поставщики услуг
упрочат свое влияние, ведь "эти компании
обладают передовыми технологиями в области
маркетинга и управления бизнес-процессами,
а также финансовыми ресурсами для
обеспечения роста". Достойную
конкуренцию им смогут составить те
отечественные лизингодатели, которые
успеют перенять передовые технологии и
смогут использовать их в борьбе за клиентов.
А вот Сергей Дианин полагает, что в
конкурентной борьбе победит тот, кто сможет
предложить рынку наилучшее сочетание цены
и качества, а также будет иметь стабильный
доступ к дешевым финансовым ресурсам. При
этом повышение качества услуг
лизингодателей неразрывно связано с
пополнением стандартного ассортимента
сервисов разнообразными сопутствующими
услугами. Что касается клиентской базы, то,
по мнению Сергея Дианина, основная
конкурентная борьба в секторе автолизинга
развернется за средний и малый бизнес.
В отличие от лизинга автотранспорта,
остальным секторам рынка транспортного
лизинга придется сложнее. "Сегменты
речного и морского транспорта, а также
авиация слишком зарегулированы, чтобы
ожидать существенного спроса со стороны
частников, - сетует Александр Кожевников. -
Государственные компании не сильно
приветствуют лизинг, даже несмотря на
серьезную потребность в инвестициях".
Хотя, по мнению Натальи Швалевой, рынок
авиализинга имеет хорошую перспективу
роста в силу изношенности летного флота
большинства крупных авиакомпаний. Однако
из-за дороговизны самолетов сложно
однозначно предвидеть рост приобретений у
всех перевозчиков, добавляет эксперт.
Еще один сегмент, не относящийся к
транспортной аренде, но потенциально
готовый подорвать лидерство автолизинга,
тоже касается лизинга недвижимости. Но не
самолетов, которые по законодательству
считаются недвижимостью, а коммерческих
площадей. Дело в том, что спрос на лизинг
недвижимости очень высок, но не
удовлетворен и на сотую долю. Контракты по
лизингу недвижимости составляют менее 2% от
суммарных оборотов рынка лизинга. Дело в
том, что лизингодателям пока очень сложно
сдавать площади в финансовую аренду. Однако
когда законодательные и административные
вопросы будут решены, у этого сегмента
появятся все шансы побороться за лидерство
на рынке финансовой аренды, считает Сергей
Кирьянов.