О необходимости ежегодно пересматривать размер платежей в сторону увеличения заявил вчера на заседании правительства Москвы руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Владимир Силкин. По его словам, сегодня стоимость аренды муниципальных офисов в среднем составляет 49% их рыночной цены, и с такой ситуацией власти города мириться не должны.
Правда, в отсутствие
мэра Юрия Лужкова, улетевшего в Душанбе,
чтобы принять участие в проходящих в
столице Таджикистана днях Москвы,
чиновники не решились утвердить
предложение г-на Силкина о необходимости
каждый год повышать ставки почти в 1,2 раза -
ведь это затронет в том числе и с недавних
пор особо охраняемый государством малый
бизнес.
Однако при всей откровенной "нерыночности"
политики московской мэрии можно утверждать,
что градоначальник скорее согласится с
этими непопулярными мерами, тем более что г-н
Силкин предложил сохранить возможность
поддержки предприятий и компаний,
деятельность которых будет сочтена
приоритетной для столицы.
В своем выступлении глава комплекса
имущественно-земельных отношений сетовал
на то, что Москве за последние три года не
удалось кардинально сократить разрыв между
муниципальными и рыночными ставками аренды.
Доходы городской казны от сдачи в аренду
нежилых помещений растут с 2005-го в среднем
на 12,4%, однако эти поступления могли быть и
больше. Ведь средняя городская ставка, по
словам Владимира Силкина, сейчас
составляет 5 тыс. руб. за 1 кв. м в год, при
рыночной цене в 12 тысяч.
К тому же получить полностью оплату по
установленной городом ставке зачастую не
представляется возможным из-за
нерациональной политики льготирования
арендаторов. В частности, г-на Силкина не
устраивает, что мерами поддержки "в
одинаковой степени пользуются как
начинающий бизнес, так и давно работающие
предприятия, как малые предприятия,
работающие в конкурентных секторах, так и в
неконкурентных". Например, по его словам,
скидка на арендную плату в размере 50%
предоставляется как торгово-закупочным
структурам, составляющим 56% всего мелкого
бизнеса, так и инновационным и жилищно-коммунальным
малым предприятиям, доля которых
составляет 8 и 10% соответственно. "Мы
фактически предоставляем им конкурентные
преимущества, - сетовал г-н Силкин, - тогда
как для инновационного бизнеса и
предприятий сферы ЖКХ даже половина ставки
является величиной абсолютно неподъемной".
Владимир Силкин предложил свою схему
поддержки предпринимателей, занимающихся
приоритетной для города деятельностью: в
течение первых четырех лет работы
применять к ним при заключении арендных
договоров понижающие коэффициенты в
размере 0,5, 0,6 и 0,75 от городской ставки.
Реализация таких мер, уверен глава
комплекса имущественно-земельных
отношений Москвы, позволит увеличить
доходы от аренды с 10 млрд руб. в 2009 году до 14,3
млрд руб. в 2011 году. При этом потери от
адресной поддержки бизнеса составят не
более 2% от этих сумм. Правда, г-н Силкин
оговорился, что в условиях дефицита в
Москве офисных и производственных площадей
(а требуется дополнительно не менее 15 млн кв.
м) финансовую сторону аренды не всегда надо
ставить во главе угла, дабы "обеспечить
доступ приоритетных предприятий к
помещениям". Чиновник еще раз посетовал
на то, что в последнее время, когда право
аренды выставляется на аукцион, некоторые
нужные городу компании просто отсекаются
фирмами, располагающими большими
оборотными средствами. В качестве примера
он привел ситуацию на одном из последних
конкурсов в Юго-Восточном округе, где на 13
лотов претендовало 113 организаций, и в итоге
цена выросла до 53 тыс. руб. за квадратный
метр. "Прозрачную и лишенную
коррупционности систему доступа" к
подобным конкурсам еще предстоит
разработать, уточнил Владимир Силкин.
Готовность комплекса имущественно-земельных
отношений сохранить касту "избранных"
арендаторов тут же вызвала споры между
чиновниками, каждый из которых пытался
доказать, что таковые имеются в
подведомственной ему области. Глава
департамента потребительского рынка и
услуг Владимир Малышков заметил, что доходы
казны от предприятий его отрасли в
несколько раз превышают доходы от сдачи
городского имущества в аренду и в прошлом
году составили 58 млрд руб. Его явно
возмутило, что торговые предприятия в
обозначенные г-ном Силкиным приоритеты не
попали. По той же причине возмущался и
руководитель департамента поддержки и
развития малого предпринимательства
Михаил Вышегородцев, который недосчитался
в проекте г-на Силкина нескольких льготных
категорий бизнеса. А префекты и
руководители других городских отраслевых
ведомств и вовсе стали жаловаться не только
на нехватку помещений под социальные нужды,
но и для размещения собственных
сотрудников.
Владимиру Силкину пришлось объяснять, что
задачи по сокращению дефицита офисных
площадей как для бизнесменов, так и для
чиновников лежат вне его компетенции. В
беседе с журналистами он лишь уточнил, что
сегодня из 47 млн кв. м нежилых помещений
города на коммерческую аренду приходится
лишь 6 млн кв. м., остальные же и так заняты
различными городскими учреждениями. По
поводу же строительства новых офисных и
производственных зданий г-н Силкин
переадресовал коллег к руководителю
стройкомплекса Владимиру Ресину, который
вел заседание вместо отсутствующего
градоначальника. Но последний предпочел
быстро завершить обсуждение.
Для поиска статьи используйте слова: поддержка предприятий и компаний, комплекс имущественно-земельных отношений, нерациональная политика льготирования арендаторов, начинающий бизнес, схема поддержки предпринимателей, департамент потребительского рынка и услуг.