Страница: 1/2
Виталий Гилядов - президент некоммерческого фонда "Чистая Москва", который пытался в свое время на собственные средства цивилизованным путем решать проблемы утилизации отходов. По словам Гилядова, им тут же пришлось ощутить на себе всю "прелесть" бюрократической машины".
Земля как проблема
- "Мусорный кризис" в Неаполе, бурно
обсуждаемый во всем мире, плавно перетек в
кризис политический. На ваш взгляд, что
послужило его причиной?
- Неаполитанцы столкнулись с этим
кризисом не сегодня, он начался лет 15-20
назад. Первая часть проблемы заключается в
том, что районы вокруг Неаполя активно
застраивались, а стоимость земли постоянно
увеличивалась. Что получилось в итоге?
Органы самоуправления поселков и небольших
городов 20 лет назад беспрепятственно
давали разрешения на захоронение отходов,
на то, чтобы мусор лежал на полигоне. Тогда в
этом не видели экологической проблемы, не
задавались вопросом, что из-за подобных
действий масса свалок может одновременно
возникнуть в разных районах Неаполя. Вторая
часть проблемы в том, что в Италии уборка
городов идет силами муниципалитетов,
которые на 3-5 лет выигрывают контракты на
вывоз и захоронение отходов. При этом
строительство одного полигона обходится
городу в 3-5 млн евро. Затраты окупаются
через 7-10 лет в том случае, если установить
соответствующие тарифы, если построить
полигоны по современным технологиям. И эти
цифры актуальны только для маленького
города Неаполя. Большие полигоны стоят от 30
млн евро. Современный полигон - это не
просто свалка отходов, это в том числе
защита подводных ресурсов, защита от метана.
Экологическое бедствие в Неаполе возникло
потому, что город в лице мэрии, с одной
стороны, эксплуатирующей организации - с
другой и населения, проживающего в этой
местности, не решил один важный вопрос - как
утилизировать отходы.
- Эта ситуация может быть спроецирована на
Россию?
- Несколько лет назад земля в Подмосковье
стоила $200-500 за сотку. Это была бросовая цена,
многие не верили, что в 20-40 км от Москвы
земля будет стоить $10 тыс. Тогда было
выгодно и бизнесу, и муниципалитету в лице
глав администрации поселковых районов
вкладывать деньги в какие-то
инфраструктурные проекты. Самое простое -
выделить котлован, получить деньги за
захоронение, то есть пополнить бюджет
поселкового совета. На то время это было
очень важно. Небольшие, но постоянные
платежи из бюджета города на вывоз,
захоронение отходов. И никто не думал об
окружающей среде, экологии, о том, как
строится полигон.
Сегодня ситуация в корне изменилась. Мы
знаем, что в 30 км от Москвы рыночные цены на
землю начинаются с $3 тыс. за сотку. При этом
радиус отчуждения полигона должен
составлять не менее 500-700 м от ближайшего
жилья. Вы представляете, какие объемы
земель замораживаются? Интересы бизнеса и
экологии рано или поздно столкнутся. При
этом в экономической составляющей нам
постоянно нужно обращать внимание на
экологию. То, что сегодня полигоны
располагаются в 30-40 км от Москвы - очень
плохая ситуация, которая в будущем может
превратиться в проблему регионального
масштаба. Никто не хочет, чтобы вокруг его
дачи, небольшого поселка горела мусорная
свалка и выделялся диоксин. Самое страшное,
что в первом поколении мы не знаем, как эти
выбросы влияют на человека на генетическом
уровне. Все это проявится через три-четыре
поколения. И наши правнуки будут
справедливо жаловаться, что дедушка купил
участок земли у мусорного полигона. Так что
это не только экологическая проблема, это
проблема социальная.
Экономическая экология
- Что препятствует цивилизованному
решению этой проблемы?
- Неповоротливость властей и их нежелание
видеть эту проблему. Наш фонд несколько лет
назад уже направлял обращение главе
администрации президента России. Мы тогда
подняли эту проблему, рассказали, что
страна теряет около $2 млрд ежегодно за счет
того, что нет стратегии развития
мусороперерабатывающей отрасли. А ведь эта
отрасль наукоемкая, она требует технологий
высокого класса, которые могут дать
развитие и другим отраслям. Мы же видим, что
делают из мусора в Европе: они
перерабатывают и пластик, и полиэтилен, и
стекло, делают из всего этого прекрасные
дороги, внедряют композиционные материалы,
благоустраивают города. На Западе это целая
индустрия.
- Можно сказать, что власти пошли по пути
наименьшего сопротивления, решив построить
вокруг Москвы кольцо мусоросжигательных
заводов?
- Это тоже не простой путь. Завод будет
строиться три-четыре года, это сложная
задача, в том числе необходим очень
серьезный подход к очистке отходящих газов.
Мы обсуждали, возможно ли сегодня все это
осуществить. Мы знаем, что один завод
строится три-пять лет. Я отношусь к
мусоросжигательным заводам с
осторожностью. Они необходимы, но при этом к
ним должен применяться системный подход.
Первая составляющая такого подхода - кто
строит и кто эксплуатирует завод, вторая -
кто завозит туда отходы (это не должна быть
одна организация), и третья - независимая от
завода структура, которая в режиме онлайн
наблюдает, какие выбросы производит МСЗ.
Любой гражданин должен иметь возможность в
любое время узнать, что происходит на
заводе. Я помню, как это устроено за
границей. Там не волнуются, что ночью, "пока
все спали", на заводе происходили опасные
выбросы, потому что на выходе стоят
мониторы, контролирующие все выхлопы. При
этом очистка отходящих газов - одно из самых
дорогих удовольствий. Но Германия, Япония и
другие страны идут на такие траты, чтобы
обеспечить экологическую безопасность. И
вот кто в России получит право осуществлять
надзорные функции за выбросами МСЗ -
большой вопрос, от которого многое зависит.
Конечно, у нас уже есть контролирующий
департамент природоохраны - но нет
открытого доступа к тем объектам, которые
осуществляют выбросы. Получается, этот
департамент может сказать по ситуации в
целом - например, в Южном округе столицы
плохая обстановка, в Северо-Восточном -
лучше. Но вот какой именно завод оказывает
плохое влияние на окружающую среду, понять
практически невозможно.
- Не говоря уже о том, что МСЗ во всем мире
дотационные предприятия, в то время как
мусороперерабатывающие заводы приносят
прибыль...
- Просто нужно было очень быстро, в
оперативном порядке решить вопрос с
мусором. Нельзя допускать ситуацию, когда
москвич, встав утром, увидит неубранный
двор. Таким образом, мусор надо вывозить и
быстро сжигать. Переработка же требует
косвенных процессов, проведения комплекса
мероприятий, таких как строительство новых
центров по раздельному сбору и переработке
мусора, выделение участков и организация на
них площадок по приему вторсырья у жителей.
Потому что если заведомо подразумевается
смешанный сбор, то потенциал таких отходов
всего 15-25%. А при раздельном сборе - уже 50-60%.
Чтобы наладить эту систему, надо
заинтересовать людей, должна быть
информационная поддержка, наглядная
агитация, наглядное действие. Если житель
видит, что поставили новые бачки для
раздельного сбора, а через неделю туда
пошло все подряд, он перестает верить и
говорит, что мы не готовы, нас не воспитали...