Страница: 1/3
Несмотря на влияние кризиса ликвидности, благоприятный внешний фон позволяет прогнозировать дальнейшее активное развитие этого бизнеса в южном регионе. Рынок лизинга в целом по России в 2007 году увеличился более чем в 2,6 раза и достиг 39 млрд долларов. Эксперты ожидали большего показателя, но свою роль сыграл кризис ликвидности, сдержавший рост рынка.
Южный
федеральный округ постепенно расширяет
свою долю в этом рынке. Так, в 2006 году ЮФО
создал всего 3,59% нового лизингового бизнеса
страны и оказался на последнем месте среди
российских регионов с абсолютным
показателем чуть более полумиллиарда
долларов. В прошедшем году на Юге рынок
лизинга вырос более чем в 2 раза и составил
порядка 33 млрд рублей (отметим, что итоги
работы лизинговых компаний в 2007 году
соответствуют нашему прогнозу по
результатам исследования за первое
полугодие минувшего года. -- см. "Потолка
не видно" , "Эксперт ЮГ" (от 29
октября 2007 года). В то же время результаты
проведенного исследования показывают, что
значительная доля игроков рынка оценивает
его смкость ниже реального уровня. По
итогам работы в минувшем году Юг поднялся
на одну строку вверх, обогнав
Дальневосточный округ.
Благоприятный инвестиционный климат в
избранных территориях, обусловленный
необходимостью выполнения ряда
федеральных программ, олимпийские стройки,
создание игровой зоны "Азов-Сити" и
изношенность основных средств в масштабах
всего региона -- все это способствует
дальнейшему активному росту лизинга в
Южном округе.
И всс же рыночная доля Южного округа
остается пока весьма незначительной по
сравнению с другими субъектами РФ. Более
того, при анализе в рамках ЮФО выявлено, что
около половины нового бизнеса приходится
на Краснодарский край, порядка 30% -- на
Ростовскую область. Волгоградская область
и Ставропольский край создают примерно 8% и
6,5% соответственно. В Ингушетии и Чечне, по
нашим данным, лизинговые операции в 2007 году
вообще не проводились, и не похоже, что они
проводились годом-двумя ранее. На остальные
территории округа приходится всего 5,5%
нового бизнеса ЮФО. Такие разрывы в
развитии лизинга внутри округа обусловлены
различным уровнем социально-экономического
развития отдельных территорий. "Мы
считаем, что рынок лизинга в Южном округе
развивается довольно неравномерно, --
говорит управляющий директор АЛФК "Ярфинвест"
Сергей Балакин. -- С одной стороны, мы видим
регионы, в которых в настоящее время
наблюдается активный приток инвестиций со
стороны бизнеса и государства. В первую
очередь это Краснодарский край как крупный
туристический центр и хозяин Олимпийских
игр 2014 года. Отметим и Ростовскую область, и
Ставропольский край, являющиеся крупными
сельскохозяйственными центрами,
требующими крупномасштабных инвестиций в
свете курса правительства России на
поддержку отечественных
сельхозпроизводителей. С другой стороны --
регионы, развитие которых отстает в силу
недавней политической нестабильности. В
этих регионах еще не до конца решены
социальные проблемы, что пока не позволяет
рассматривать их как целевые с точки зрения
лизингового финансирования".
Вакансия лидера пуста
Рынок лизинга на Юге проходит стадию
формирования конкурентного ландшафта.
Большинство работающих здесь фирм --
федеральные операторы, предприятия с
западным капиталом, местных пока единицы.
Это обусловлено необходимостью получения
доступа к дешевым финансовым ресурсам, чем
редко могут похвастаться местные игроки. В
2007 году региональная экспансия наиболее
крупных игроков продолжилась. Хотя
лидерство в ЮФО пока жестко не закреплено
ни за одной из фирм, уже определился круг
лизинговых компаний, претендующих на этот
статус.
Сегодняшний рынок лизинга на Юге активно
развивается, в целом конкурентен и не
концентрирован. Для определения уровня
концентрации рынка традиционно
используются несколько показателей.
Базовыми выступают коэффициент рыночной
концентрации (как правило, трсх крупнейших
компаний) и индекс Херфиндаля-Хиршмана. По
нашим расчетам, они составили 25% и 476
соответственно. Поясним, что оба показателя
указывают на низкий уровень концентрации
рынка.
Следует отметить, что в целом рынок бурно
растет, конкуренция увеличивается, но
развита далеко не во всех сегментах и
территориях Южного округа. Спрос на рынке
лизинговых услуг превышает предложение,
рынок ненасыщенный и перспективный. На Юг
за прошедший год вышло несколько новых
игроков, а действующие расширили бизнес.
Места пока хватает всем. И роковое время
передела рынка между игроками еще не
наступило, хотя уже сформированы
предпосылки для наступления стадии слияний
и поглощений. Многие эксперты и игроки
ожидают активизации действий в этой сфере в
краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Конкуренция, как правило, приводит к
снижению стоимости лизингового
предложения и к расширению перечня
дополнительных услуг, предоставляемых
лизинговыми компаниями. Сегодня по набору
условий лизингодатели предлагают
практически одинаковые варианты
финансирования. Общепринятой стала
постоянная разработка новых продуктов,
призванных унифицировать и ускорить
процессы рассмотрения заявок и принятия
решений в стандартизированных случаях. По
сути, большинство лизингодателей работают
над стандартизацией ряда своих продуктов с
целью массового захвата рынка и при этом
провозглашают индивидуальный подход к
клиенту. Совмещать две эти противоположные
цели, можно будет недолго -- пока рынок не
станет насыщенным. Сейчас же этот
маркетинговый ход работает.
Сегодня высокий уровень конкуренции
отмечен в автотранспортном сегменте,
низкий -- в сегменте оборудования и
недвижимости. Всего несколько компаний на
Юге предоставляют услуги возвратного
лизинга предметов лизинга. "Уровень
конкуренции среди лизинговых компаний
достаточно высок: в каждом из крупных
субъектов округа представлено 40-50
лизинговых компаний, -- говорит директор
волгоградского филиала ОАО "ГЛАВЛИЗИНГ"
Алексей Аксснов. -- Наиболее высока
конкуренция в сегменте лизинга легкового
автотранспорта. Несколько ниже -- в сегменте
грузового транспорта". Ряд компаний
именно сегмент автолизинга считает
ключевым в развитии всего рынка. "Последние
несколько лет продажи автотранспорта
растут темпами, превышающими 50 процентов, --
поясняет директор по развитию бизнеса Europlan
Александр Михайлов. -- Растущая
покупательная способность населения и
растущие же бизнес-потребности компаний
стимулируют спрос на автомобильном рынке.
Соответственно, вместе с ростом спроса на
машины, увеличивается и потребность в том,
чтобы находить для этих приобретений
финансирование. Лизинг делает покупку
транспорта более доступной и экономичной
для организаций и индивидуальных частных
предпринимателей, способствуя, таким
образом, росту рынка".
Развитие Юга и насыщение рынка российских
столиц приводят в ЮФО всс новые компании.
Выход на рынок новых игроков, банковская
экспансия способствуют усилению
конкуренции. "В настоящий момент рынок
лизинга ЮФО приобретает всс более
выраженные черты "рынка покупателя". Это
обусловлено приходом на рынок многих новых
операторов, обостривших конкуренцию", --
подтверждает наши выводы директор
дивизиона "Юг" группы компаний "Интерлизинг"
Евгений Атавин. "Привлекательность
сегмента автолизинга усиливает
конкуренцию, которая преимущественно
разворачивается среди федеральных игроков,
-- поясняет эту мысль на конкретном примере
заместитель директора департамента продаж
по региону ЮГ компании CARCADE Лизинг Ольга
Галицкая. -- Среди них можно выделить такие
компании, как CARCADE Лизинг, Europlan, ЛК "Уралсиб",
"Элемент Лизинг"". По оценкам компании
CARCADE Лизинг, рост конкуренции в сегменте
автолизинговых услуг на юге России будет
продолжаться: на данный момент рынок не
насыщен, а наступить насыщение может лишь
через несколько лет. Во многом рост рынка
лизинговых услуг обусловлен ростом самого
автомобильного рынка России, который на
фоне стагнирующих рынков Западной Европы и
Северной Америки демонстрирует
впечатляющие темпы развития и является
весьма привлекательным для появления на
нсм новых игроков. "Высокие темпы роста
российского рынка автолизинга не остаются
без внимания крупнейших
западноевропейских и североамериканских
лизинговых компаний, -- продолжает г-жа
Галицкая. -- Не исключено, что в самое
ближайшее время мы столкнемся с новыми
зарубежными игроками. Конечно, для
масштабной региональной экспансии им
потребуется время, и основная конкурентная
борьба за рынок придется на 2010 год".