Страница: 1/4
Мелким предпринимателям обещают налоговые льготы и снижение административных барьеров. Однако, когда чиновники говорят о малом бизнесе, они имеют в виду ларьки у метро и прочие виды мелкой торговли и общепита. Между тем он разнообразен, представлен на самых разных рынках, и в каждом сегменте у него совершенно специфические проблемы.
Уже второй раз в XXI веке Российское
государство берется возрождать малый
бизнес. В прошлый раз эту программу в начале
2000-х годов анонсировало правительство
Михаила Касьянова, но подавляющее
большинство мер поддержки
предпринимателей осталось на бумаге. "Если
бы государство не только декларировало, но
и реализовывало те меры, которые прописаны
в законе (кредиты, субсидии, выкуп помещений
и т.д.), уже только это могло бы послужить
сильнейшим толчком для развития малых
предприятий, - замечает директор
московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
- Льготное налогообложение - чуть ли не
единственная реальная льгота, которая
осталась у малого бизнеса".
В налоговой сфере действительно был
сделан большой шаг вперед. "Существующая
система предусматривает ряд достаточно
серьезных преференций для предприятий,
применяющих специальные налоговые режимы",
- подтверждает ведущий консультант группы
"БДО Юникон" Валентин Моисеев. "Система
налогообложения для малого бизнеса
относительно проста и понятна. В целом она
устраивает его", - считает Игорь Токарев,
старший эксперт "ФБК-Право". "Сегодня
формы государственной поддержки малого
бизнеса выражаются только в оптимизации
налоговой нагрузки - специальных налоговых
режимах, а также упрощенных методах ведения
бухгалтерского учета и порядка
представления финансовой (бухгалтерской)
отчетности в фискальные органы, что
позволяет сократить ряд административных
барьеров для малого бизнеса", -
конкретизирует управляющий партнер УК "Независимые
директора" Андрей Северилов.
Сразу после избрания Дмитрий Медведев
начал говорить о желании помочь малому
бизнесу. В марте на заседании Президиума
Госсовета была озвучена новая программа
поддержки: ограничение работы проверяющих,
льготная приватизация арендуемых
государственных помещений, избавление
части предпринимателей от обязательного
использования кассовых аппаратов.
Государственная машина пришла в движение:
была создана правительственная комиссия, с
законопроектов, несколько лет лежавших под
сукном в думских канцеляриях, стряхнули
пыль. Стали поговаривать о создании
специального госкомитета помощи малому
бизнесу. Финансирование федеральной
целевой программы поддержки малого бизнеса
вдруг увеличили более чем втрое: на 2009 - 2011
годы выделено 50 млрд рублей против 15 млрд
рублей в предыдущую трехлетку. Генеральный
прокурор Юрий Чайка предложил создать при
региональных прокуратурах общественные
советы по защите прав малых и средних
предпринимателей. Центральный банк
пообещал стимулировать кредитование
малого бизнеса банками. И даже
правительство Чечни приняло комплекс мер
по развитию малого и среднего
предпринимательства.
В сухом остатке
В некоторых регионах власти стали
создавать специальные фонды для
предоставления мелких займов и гарантий
малым предпринимателям: в Москве на это
выделяется 1,8 млрд рублей, в Санкт-Петербурге
- 2,7 млрд рублей на 3 года. Однако
эффективность этих фондов пока не ясна.
Почасовое ограничение работы проверяющих
представляет собой новое издание законов о
дебюрократизации, инициированных Германом
Грефом, и вряд ли оно будет иметь реальное
значение. Дикие нравы, царящие в отношениях
между бизнесом и административными
органами, законами не регулируются.
Проблема заключается не в том, что
процедуры проверок несовершенны, а в
фундаментальной уязвимости мелкого
предпринимателя.
Право на льготный выкуп арендуемых
помещений выгодно не всему частному
бизнесу: один предприниматель сможет
выкупить свое помещение, а второй из-за
этого не сможет через год получить его в
аренду. Кто и в какой степени в реальности
сумеет воспользоваться этим законом -
вопрос правоприменения, которое всегда
связано с множеством проблем. Власти Москвы
до сих пор умудрялись игнорировать или
истолковывать в свою пользу не
устраивающие их общероссийские законы.
Московские власти уже успели выразить
недовольство инициативами Кремля: глава
городского департамента имущества
Владимир Силкин на заседании столичного
правительства заявил, что принятие закона о
выкупе помещений выгодно крупному бизнесу
и фактически лишит малый бизнес поддержки
столичных властей.
Избавление предпринимателей-плательщиков
вмененного налога от кассовых аппаратов -
новация мелкая, но полезная. Как подсчитал
губернатор Липецкой области Олег Королев,
малый бизнес тратит в год на кассовые
аппараты 30,5 млрд руб. Но значимость этого
подарка оценят разве что уличные
предприниматели, представляющие
мельчайшие формы торговли и сервиса.
Можно говорить о том, что все меры, которые
до сих пор разрабатывали правительственные
экономисты, годятся только для одной
категории бизнеса: мелкой торговли, кафе,
владельцев небольших мастерских. Именно
для них имеет значение проблема кассовых
аппаратов, именно они особенно страдают от
произвола контролеров, именно у них крайне
остро стоит ситуация с арендой помещений.
Но разве их имеют в виду, когда говорят, что
малый бизнес - это фундамент современной
экономики?
Машины жаждут энергии
Львиная доля малого бизнеса российской
промышленности представлена в
машиностроении и металлообработке. Каждое
третье малое предприятие задействовано в
этом секторе. Еще примерно 16% небольших
компаний приходится на лесную,
деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную
промышленность. Однако они не оказывают
серьезного влияния на рынок в целом.
Например, в машиностроении 94% продукции
производится на 7500 крупных и средних
предприятиях и только около 6% - на малых
заводах и комбинатах.
Вместе с этим, по словам представителя
президента в Сибирском ФО Анатолия
Квашнина, "без малых и средних
предприятий, работающих на инновационных
технологиях, производящих нестандартную
продукцию для той же сырьевой отрасли,
машиностроения, металлургической
промышленности, высокотехнологичные
электронные компоненты, измерительное
оборудование, программное обеспечение и
так далее, невозможно развитие экономики в
целом".
В этом секторе нет смысла говорить о
типичных "торговых проблемах" - таких,
как кассовые аппараты и арендуемые
помещения. Одним из сдерживающих факторов
развития малого бизнеса в промышленности
являются ограничения в поставке
энергоресурсов. Промышленные предприятия
даже небольшого масштаба потребляют
серьезные объемы электроэнергии, которые
намного превышают поставки населению. Ввод
в строй новых мощностей, в первую очередь,
зависит от соглашений с энергетиками. По
словам главы Минэкономразвития Эльвиры
Набиуллиной, в 2007 году около 60% малых
предприятий было отказано в подключении к
электросетям. Вклад этого сегмента мог
принести существенную прибыль. По оценке
министра, подключение к электросетям
предприятий малого бизнеса в целом
обойдется в 43 млрд рублей.
В отсутствие государственной помощи
промышленники средней руки всеми
возможными способами стараются остаться на
плаву. Например, один из заметных игроков
петербургского рынка металлообработки ООО
"Возрождение", основными клиентами
которого являются Кировский завод, Toyota и Ford,
создает на своей территории
специализированный технопарк. Он рассчитан
на 50 - 60 предприятий малого бизнеса,
выпускающих акриловые изделия, электронные
детали для торговых автоматов, сварочную
технику. Подобные бизнес-инкубаторы и
технопарки, объединяющие около 100 малых
предприятий, функционируют и в
Екатеринбурге. Но представители малого
бизнеса считают, что такие проекты все же не
способны создать предпосылок для
эффективного развития производственного
бизнеса.