"Единственный сектор рынка, на котором пик спроса уже прошел, - это приобретение по лизингу легкового автотранспорта. Сейчас спрос акцентирован на грузовом транспорте, но это не идет ни в какое сравнение с ожидаемым бумом по лизингу производственного оборудования.
По крайней мере именно такой вывод можно
сделать из выступления директора компании
BSGV Leasing Сергея Райлеана на встрече с
региональными журналистами. По его словам,
за последние три года российский рынок
лизинга вырос в три раза.
Причиной тому экономический рост в нашей
стране и тот факт, что большинство
производственных мощностей требует замены.
Однако по секторам рынка лизинга рост этот
был неровным. ‘Рынок лизинга начинался с
легкового автотранспорта (можно сказать,
что бум в этом секторе уже прошел), сейчас
активно покупается в лизинг грузовой
транспорт. Ожидается бум приобретения
оборудования, поскольку есть необходимость
замены устаревших мощностей’, - говорит
Сергей Райлеан.
По его словам, существует несколько видов
лизинга. Например, для автотранспорта
существует три варианта (разница в
административных вопросах) - это
оперативный, финансовый лизинг и аренда.
Они отличаются наполнением и
размером платежа. По словам директора
компании BSGV Leasing, данные примеры редко
встречаются ‘в чистом виде’. Так,
финансовый лизинг стремится вобрать в себя
как можно больше пунктов и приблизиться к
оперативному, а тот, в свою очередь, - к
аренде.
На сегодняшний день на российском рынке
можно найти все четыре типа лизинговых
компаний: при банках, при вендорах (продавцы
предмета лизинга), государственные и
независимые. У каждого типа свое
преимущество при осуществлении лизинговой
сделки. Так, компании при банках
располагают дешевыми финансовыми
ресурсами, а при вендорах могут предложить
интересные условия за счет специальных
скидок. По словам С. Райлеана, последние
сейчас активно набирают обороты, поскольку
вендоры заинтересованы в расширении
каналов сбыта своей продукции. Так,
например, поступают производители
автомобилей КамАЗ, Volvo и Renault.
Государственные компании работают по
госзаказу: перераспределяют средства из
бюджета и контролируют закупки. Они не
конкурируют с остальными, и говорить о
рыночных законах их развития не приходится.
Более всего сейчас на рынке независимых
компаний, чье преимущество в новизне (активно
стали работать совсем недавно) и гибкости
условий (в том числе и по процентным ставкам).
По количеству эти участники рынка делятся
очень неравномерно. Так, в 2007-м большинство
составляли независимые компании,
меньшинство - государственные и при
вендорах. Данная тенденция
сохраняется и в этом году. При этом доли
рынка по объему нового бизнеса (суммы по
договорам, заключенным в 2007-м)
распределялись непропорционально.
Большинство ‘освоенных’ денег
приходилось на компании при банках, менее -
на государственные (диаграмма 3).
Если рассмотреть все проданное по лизингу
оборудование в прошлом году, то 22%
приходится на автотранспорт. Как отметил С.
Райлеан, этот сектор стабилизировался
после минувшего бума. Железнодорожная
техника составляет 25%, где в большинстве
товарные ж/д вагоны. Причина такого спроса
понятна - наша экономика ориентирована на
экспорт минеральных ресурсов, на
транспортировку которых и не хватает
вагонов. Но это очень ограниченный по
времени спрос, и вскоре он спадет. Бумом
жилищного и дорожного строительства
объясняется приобретение спецтехники (21%), а
вот сама недвижимость в лизинг продается
мало (1%). Самый большой спрос - на
оборудование (31%), и предполагается, что он
будет только расти.
Дальнейшее развитие рынка лизинга, как
заявил С. Райлеан, может идти по двум путям -
концентрации или диверсификации. В первом
случае компании начинают концентрировать
лизинговые услуги и конкурировать за счет
снижения ставок. Например, если фирмы при
банках начинают снижать ставки и вводить
экспресс-лизинг (рассмотрение за час), то
они станут доминировать на рынке. Во втором
случае компании делятся по секторам рынка,
как, например, в США. Там нет или очень мало
независимых компаний, а в основном при
банках или вендорах. Таким образом компании
занимают свои ниши и конкурируют только в
их рамках.
По мнению С. Райлеана, российский рынок
сегодня движется по пути концентрации (компании
при банках начинают входить на территорию
независимых компаний). Скоро на рынок
войдут подразделения Сбербанка и ВТБ, и
тогда начнется борьба между ними за счет
понижения ставок. Диверсификация возможна
только в том случае, если этого пожелает
руководство страны (требуется разработка
законов и работа с налоговыми органами).
Он отметил следующие ресурсы для
диверсификации.
Продукты, ограниченные в использовании из-за
административно-законодательных преград:
возвратный лизинг (Минфин РФ предложил
налоговым органам рассматривать его как ‘серую’
схему и проявлять повышенное внимание при
налоговых проверках);
лизинг недвижимости (в России доступен
только юрлицам; в других странах развитый
сегмент, но у нас еще не проработано
законодательство с точки зрения права
собственности, да и девелоперы и покупатели
не очень охотно соглашаются на лизинг
коммерческой недвижимости);
лизинг медицинского оборудования (при
прямой покупке ставка НДС 0%, а при лизинге -
18%, что заставляет клиники покупать или
брать кредиты);
лизинг для физических лиц (Госдума никак
не может принять соответствующий закон).
Продукты на начальной фазе развития:
оперативный лизинг оборудования (сейчас
так приобретаются только легковые
транспортные средства или небольшое
оборудование типа компьютерного или
типографского);
оперативный лизинг и аренда спецтехники (как
вариант - коммерческий сублизинг, когда
приобретенное в лизинг оборудование сдают
в аренду);
‘All inclusive’ лизинг для офисов (вся
обстановка и оборудование для офиса
приобретаются в лизинг, вплоть до
канцтоваров);
револьверный лизинг (никогда не
заканчивается, обновление оборудования
происходит постоянно).
Сочетание последних двух видов лизинга
может образовать интересный продукт,
который популярен на Западе. Это когда все
оборудование офиса берется в лизинг и
компания (лизинговая) обязуется обновлять
по мере необходимости (или по требованиям
законов или технических регламентов) всю
мебель, оборудование, вплоть до
программного обеспечения. Срок обновления
и его причины вносятся в договор.