Страница: 1/2
Темпы роста количества заключенных лизинговых сделок в 2007 году у лизинговых компаний Северо-Запада сократились почти вдвое по сравнению с 2006 годом. Опрошенные аналитическим центром "Эксперт Северо-Запад" участники рынка озвучили две причины снижения спроса на свои услуги.
Прежде всего, все без исключения заявили о
потрясшем мир кризисе ликвидности, который
привел к повышению процентных ставок как на
долговом рынке России, так и по банковским
кредитам. А на их долю приходится более 70%
финансовых ресурсов лизинговых компаний.
"Кризис повлек за собой увеличение
кредитных ставок для лизинговых компаний
на 2-5%. Большинство лизинговых компаний
откладывали финансирование на месяц и
больше, а также выстроили приоритет
финансирования лизинговых сделок, то есть
сначала финансировали старых клиентов,
вторым по приоритету шел легковой
автотранспорт, далее - грузовая техника,
строительная техника, оборудование. В такой
ситуации многие лизингополучатели стали
искать другие варианты финансирования, в
том числе другие лизинговые компании", -
рассказывает генеральный директор
компании "ЛизингОнЛайн" Алексей
Дроздов.
Вынужденные меры
-----------------
Как мы считали
Исследование рынка финансовой аренды
Северо-Запада проводилось путем
анкетирования лизинговых компаний,
осуществляющих деятельность на территории
Северо-Западного федерального округа (СЗФО).
В проекте участвовали лизинговые
компании, зарегистрированные на территории
СЗФО, а также ведущие деятельность на
Северо-Западе филиалы лизинговых компаний,
зарегистрированных в других округах.
Основная цель исследования - выявить
наиболее динамично развивающиеся
лизинговые компании региона.
Компании ранжировались по нескольким
показателям: объем нового бизнеса, текущий
портфель, объем полученных лизинговых
платежей и объем профинансированных
средств.
Под объемом нового бизнеса мы понимаем
лизинговые сделки, по которым закуплено
оборудование для передачи в лизинг по
договору либо получен аванс
лизингополучателя. Текущий портфель
компании оценивается по объему лизинговых
платежей к получению или по остаточной
стоимости текущих сделок.
Объем полученных лизинговых платежей -
сумма платежей по договорам лизинга,
перечисленных на расчетный счет
организации в течение отчетного периода,
включая доходы от ремаркетинга (от продажи
оборудования, изъятого у лизингополучателя),
полученные компанией в отчетный период.
Объем профинансированных средств -
средства, потраченные лизинговой компанией
в отчетном периоде для исполнения текущих
сделок (закупка оборудования, получение
лицензий, монтаж и прочие расходы
лизингодателя).
-----------------
Многие лизинговые компании столкнулись
не только с подорожанием заемных средств,
но и с сокращением лимитов на кредитование,
а вместе с этим - с отсутствием возможности
привлекать средства на долговом рынке. Все
это поставило лизинговые компании в
затруднительное положение - они начали, как
и банки, ограничивать себя в клиентах.
Заместитель начальника отдела
финансового контроллинга, трежерис и
страхования "Дойче Лизинг Восток"
Ирина Буланова связывает замедление темпов
роста числа лизинговых сделок в 2007 году
прежде всего с ужесточением требований к
лизингополучателям. "Качество
отчетности - вот на что в первую очередь мы
обращаем внимание при рассмотрении
возможности заключения сделок, - говорит
Ирина Буланова. - Согласитесь, что уставный
капитал в 10 тыс. рублей не дает больших
гарантий в случае возникновения
критических ситуаций в отношениях с
лизингополучателем. Кроме того, годовая
выручка по отчету о прибылях и убытках
размером в один ежемесячный платеж по
предполагаемому договору лизинга также не
способствует положительному заключению
отдела рисков. Еще один важный момент -
ликвидность приобретаемого в лизинг
оборудования на рынке. Если, к примеру,
станки определенного типа используются на
двух-трех предприятиях страны и нигде более,
то при плохом развитии событий реализовать
этот предмет лизинга будет некому, или
только по бросовой цене".
Это подтверждается снижением доли малого
и среднего бизнеса в общем объеме новых
сделок лизинговых компаний. Если в 2006 году
на долю малого и среднего бизнеса (МСБ)
приходилось более 80% сделок, то по итогам 2007-го
доля МСБ едва превышает 70%.
По мнению финансового директора компании
"Carcade Лизинг" Алексея Смирнова, из-за
ужесточения требований банков к заемщикам
многие лизинговые компании потеряют свою
конкурентоспособность и либо будут
вынуждены уйти с рынка, либо окажутся
поглощены другими, более удачливыми
игроками. Вместе с этим, по словам Смирнова,
предприятиям, испытывающим дефицит
денежных средств, придется сократить объем инвестиций
в обновление основных фондов. Как следствие,
спрос на услуги лизинговых компаний будет
сокращаться. "Из-за подорожания
финансовых ресурсов общий прирост
лизингового бизнеса в текущем году
составит около 40%", - прогнозирует
генеральный директор Петербургской
лизинговой компании Дмитрий Горизонтов.
Неблагоприятный цикл
Еще один фактор замедления спроса связан
с его цикличностью. Некоторые компании
отмечают, что сейчас рынок переживает фазу
спада. "Сделки лизинга имеют
долгосрочный характер, отсюда в какой-то
момент (когда большинство активных
лизингополучателей уже заключили договоры
лизинга) происходит насыщение спроса.
Проходит время, договоры лизинга в массе
своей заканчиваются - снова всплеск. Важно,
чтобы к тому времени и предложение не
подкачало, то есть к моменту всплеска
лизинговые компании должны быть готовы",
- считает начальник отдела исследования
рынка Московской лизинговой компании
Дмитрий Шульцев. По его мнению, если
большинство сделок 2005-2006 годов были
заключены на три года, то очередного ярко
выраженного всплеска можно ожидать в 2009-м.
В прошлом году впервые за последние годы
произошло снижение спроса на дорожно-строительную
технику. И участники рынка объясняют этот
факт именно цикличностью спроса. "Замедление
темпов роста обусловлено тем, что первичный
дефицит в технике и оборудовании был
удовлетворен в 2004-2006 годах во многом
благодаря правительственным программам по
развитию строительной и транспортной
отраслей. В данный момент многие
предприятия этих секторов экономики
обновили свою техническую базу и
потребность в лизинге временно снизилась",
- говорит генеральный директор компании "ФинСтройЛизинг"
Сергей Кирьянов.