Речь идет о тех сферах экономики, где малый бизнес занимает практически три четверти сектора.
К таким сферам относятся: гостиничные
услуги, бытовые услуги; общественное
питание; розничная торговля; оптовая
торговля; коммерческие перевозки
пассажиров автомобильным транспортом
вместимостью не более 20 человек;
коммерческая перевозка автомобильным
транспортом грузов свыше 2,5 тонн;
текстильное и швейное производство;
производство одежды; производство кожи,
изделий из кожи и производство обуви;
обработка древесины и производство изделий
из дерева и пробки, кроме мебели;
издательская и полиграфическая
деятельность; деятельность, связанная с
использованием вычислительной техники и
информационных технологий.
Требования об уведомительном порядке не
распространяются на виды деятельности, не
связанные с соблюдением требований к
охране окружающей среды, недр, охране жизни
и здоровья граждан. В законопроекте
вводится понятие проверка, которое
включает в себя два вида проверок:
документарные и выездные. При этом выездная
проверка осуществляется только в случаях,
когда проведение документарной проверки
недостаточно для установления фактов
нарушений действующего законодательства.
Законопроектом установлено, что
внеплановый государственный и
муниципальный контроль предприятий
проводится только в случаях проверки
полученной информации о возникновении
угрозы или о причинении ущерба жизни или
здоровью людей, загрязнения окружающей
среды, аварийных ситуаций. Суммарный
годовой срок проведения мероприятий по
контролю для всех органов контроля для
субъектов микропредприятий не может
превышать 15 часов, а для субъектов малого
предпринимательства - 70 часов".
Председатель комитета Госдумы по
экономической политике Евгений Федоров
считает, что "реализация положений
законопроекта позволит на порядок снизить
уровень необоснованного административного
вмешательства в предпринимательскую
деятельность и сократить коррупционную
составляющую проведения контрольно-надзорных
мероприятий". При этом расходы
государственных и местных бюджетов на
организации проверок также значительно
сократятся, а желающих начать
предпринимательскую деятельность граждан
станет больше.
"Усиление позиций малого и среднего
предпринимательства важно нам, чтобы
привести к уравновешиванию отношений
исполнительной власти и бизнеса в целом, -
сказал Федоров. -Поэтому на инновационном
пути развитие малого и среднего
предпринимательства, а по сути - среднего
класса новой России, должно стать новым
национальным приоритетом. Важно
сформировать новую архитектуру для
масштабного, свободного, инновационного
малого и среднего предпринимательства и в
первую очередь требуется усиление роли
саморегулируемых организаций малого и
среднего бизнеса".
Первый заместитель председателя комитета
Владимир Головнев, комментируя принятие
законопроекта отметил, что механизм
исполнения данного закона, в случае его
принятия, предполагает создание открытого
информационного ресурса, в котором будут
содержаться информация о необходимых шагах
для начала ведения предпринимательской
деятельности, перечень необходимых
документов, форма для заполнения
уведомительных документов.
Кроме того, законопроект предусматривает
введение очень важной с точки зрения
юридической защиты предпринимателей нормы,
в соответствии с которой проверка,
признанная проведенной с нарушением закона,
будут считаться недействительной, а все
претензии к предпринимателю, возникшие в
случае проведения такой проверки,
отклонены. Кроме того, в соответствии с
нормой закона, надзорный орган обязан
предупредить предпринимателя о проведении
плановой проверки не позднее, чем за 72 часа
до начала ее проведения.
Вместе с тем, по его словам, законопроект,
безусловно, нуждается в доработке и
уточнении ряда параметров. В частности, в
пункте, касающемся введения трех уровней
надзорных органов - федерального,
регионального и муниципального, возникают
опасения, что недостаточно четко
прописанный механизм осуществления
проверяющих функций этих органов, приведет
не к уменьшению числа проверок и
проверяющих органов, а к их увеличению.
Снижение общего числа проверок и
отведенного для них времени, а также
сокращение числа оснований для их
проведения, может привести к сокращению
уровня защищенности труда работников, что
вызывает опасения со стороны органов по
защите охраны труда.