Страница: 1/2
В какой форме? Какую продолжительность обучения выбрать? И главное - кто те преподаватели, которые, его, практика-бизнесмена, могут чему-то научить?
Знания нужны всегда
Это - непреложная истина. Неприятие ее
просто опасно для бизнеса и его
руководителя. Но будем откровенны: многие
из тех, кто в настоящее время занимает
лидирующие позиции в компаниях, не то что
бизнес-образования, но и достойного высшего
порой не получили. "Корочки", конечно,
у большинства есть. Но только те, кто
получил их в советское время, могут
записать себе в актив что-то кроме самих "корочек"..
Ведь какое могло быть образование, скажем,
в начале девяностых годов прошлого века,
когда многим будущим руководителям
приходилось совмещать работу с учебой? Они
честно признают: учились "абы как", а
главным на тот момент было состояться как
предпринимателю. Кто-то потом восполнил
пробелы, а кто-то и нет. А вопрос чему именно
учиться, обычно как раз и ставится в
применении к бизнес-образованию.
Обычно я на него отвечаю по существу. От
топ-менеджера требуется четкое понимание
целей стратегического развития компании.
Без этого долго в бизнесе не протянуть:
сейчас на дворе времена регулярного
менеджмента, а не захвата рынков. Внедрение
новых технологий управления требует от
современного руководителя их
досконального знания. Иначе как он удержит
компанию в своих руках? Даже будучи
собственником. Не случайно вокруг много
примеров того, как наемный менеджмент,
более образованный именно в отношении
ведения современного бизнеса, буквально
перехватывал управление компанией у
собственника. А его самого "оттирал" не
только от стратегического, но и от
оперативного управления. И никакого
рейдерства. В собственниках вроде бы одни
лица, а управляют компанией и получают
доход совсем другие...
От практика к практику
Это к вопросу о том, кто может чему-то
научить в бизнесе. Практики учат практиков.
Именно такова формула наиболее
востребованного обучения топ-менеджеров.
Это и МВА как долгосрочная форма, и курсы (семинары),
которые ведут их же коллеги-бизнесмены - как
краткосрочная.
Ясно, что на программах МВА преподают не
только бизнесмены: роль дополнительной "бизнес-поддержки"
в усвоении и практическом применении новых
знаний играет сама группа, в которой
обучается топ-менеджер. Ведь это - его
коллеги. Такие же "топы", как и он сам.
Обычно программа МВА предусматривает
специализацию по финансам или общему
управлению. В редких случаях, когда человек
уж совсем не может отрываться от ведения
бизнеса, востребован tailor-мade МВА - "индпошив
на заказ". Это когда не человек едет куда-либо
получать знания по расписанию
преподавателей, а они приезжают к нему в
компанию или на дом тогда, когда он свободен.
Такие программы в разу дороже, чем "стандартный"
МВА.
Но долгосрочное образование, при всей
своей "фундаментальной"
привлекательности, порой не отвечает
одному из самых важных критериев запроса на
обучение руководителя высокого ранга -
оперативности.
Семинары, курсы, мастер-классы и, в конце
концов, книги, написанные коллегами-бизнесменами,
- вот что реально может помочь руководителю
любого ранга получить новые знания или
освежить и обновить приобретенные ранее.
Во-первых, максимально оперативно. Во-вторых
- практически без отрыва от ведения дел. И
еще один немаловажный аспект - "точечность"
знаний. Есть вопросы по бюджетированию - вот
курсы от опытного финансового директора.
Возникли нерешенные задачи в области
управления персоналом - есть семинар
признанного специалиста и в этой сфере.
На одном языке
Частая ошибка персональщиков, пытающихся
посоветовать тот или иной курс своим
руководителям - они не говорят с "топами"
на их языке. Управленцы, в особенности
владельцы (совладельцы) бизнеса, говорят на
особом языке. На языке денег и безопасности
бизнеса как залога дальнейшего
зарабатывания денег. Поэтому, чтобы самому
топ-менеджеру понять, нужен или нет ему тот
или иной образовательный проект, проще
перевести понятие "знания" в понятия
"деньги и безопасность".
Это не так уж и сложно. Повысит ли
безопасность бизнеса знания о новейших
тенденциях рынка и методах управления,
которые могут использовать конкуренты?
Безусловно. Принесут ли высокую доходность
инвестиции в знания, если эти знания
помогут обогнать соперников в новых
моделях ведения дела? Конечно.
И тогда вопросы "Учиться или нет?" и
"Чему учиться?" отпадут сами собой...
Как считает Татьяна Алмазова, генеральный
директор консалтингового центра "Бюро
Алмазовой", выйти на современный
высококонкурентный рынок и закрепиться на
нем может лишь организация, обладающая
ярким неповторимым образом, уникальным
характером и индивидуальностью,
позволяющими выделить ее из сотен и тысяч
коллег по цеху. Это и есть задача, стоящая
перед многими руководителями. Как же это
сделать?
"Сохранять и развивать корпоративную
индивидуальность - значит сохранять и
развивать уникальность, индивидуальность,
личность каждого сотрудника. - считает она. -
Система корпоративного обучения ,
ориентированная на развитие уникальности,
индивидуальности каждого сотрудника,
позволит в дальнейшем более эффективно
использовать их личный потенциал в
интересах всей организации".
Денис Кузин, консультант по персоналу и HR-карьере
компании "Новел Групп"
***
Мнения специалистов
Ольга Хон, директор и владелец
туристической фирмы "Невский Гость":
- "Успех - плохой учитель", - говорил
генеральный директор одной международной
корпорации на тренинге, посвященном
лидерству в ситуации изменений.
Действовать по-старому просто, привычно и
комфортно. Успех расслабляет: можно и не
заметить, что внешняя ситуация кардинально
изменилась. Но для топ-менеджеров
недостаточно иметь мотивацию к обучению.
Для руководителей важно уметь соединять то,
что они учат в аудитории, с тем, что реально
делают. Их обучение происходит каждый день,
а не только во время посещения занятий на
программах МВА или семинаров. Для
руководителей как воздух необходим навык
самостоятельного анализа ситуаций,
выявления проблем, анализа их причин,
перевода проблем в цели и определения тех
навыков и умений, которые позволят
устранить трудности.