Крупнейшие игроки рынка автокредитования повышают ставки на 1-3%, одновременно сокращая объемы выдачи автокредитов. Банкиры мотивируют это ростом стоимости финансовых ресурсов и нестабильной ситуацией на рынке.
Удорожание и сокращение выдачи
автокредитов, с помощью которых покупается
50% автомобилей, серьезно сократят объемы
продаж и переместят спрос в сторону более
дешевых моделей. Автодилеры в этих условиях
готовятся кредитовать покупателей
самостоятельно.
Вчера один из крупнейших участников рынка
автокредитования -- "Абсолют банк"
сообщил о повышении ставок по автокредитам.
Как сообщил "Ъ" директор департамента
розничных банковских продуктов "Абсолют
банка" Эмиль Юсупов, ставки по всем
программам (рублевым и долларовым) выросли
на 2-3 процентных пункта. "Сейчас по
рублевым кредитам ставки установлены на
уровне 14-15%, по долларовым -- 12-14%",-- сказал
он. По словам господина Юсупова, ставки
повышаются в связи с изменением рыночной
конъюнктуры и удорожанием ресурсов для
банка.
Повышение ставок по автокредитам -- общая
ситуация на рынке. "Мы подняли ставки на 2
процентных пункта, до уровня 14% в рублях и 7,5%
в долларах, по беспроцентному кредиту
единовременно взимается комиссия 0,75%,
умноженная на количество лет
предоставления кредита,-- сообщил зампред
правления банка "Авангард" Валерий
Торхов.-- Кроме того, на время кризиса мы
увеличили сроки выдачи уже одобренных
кредитов". Со следующей недели ставки
собирается повысить Альфа-банк. "Мы не
исключаем повышения ставок в ближайшее
время",-- заявил "Ъ" замдиректора
департамента развития розничного бизнеса
Промсвязьбанка Сергей Лыкосов. В
Юникредитбанке "Ъ" заявили, что в
ближайшее время кредиты подорожают. С 1
октября ставки по автокредитам на 1,5-3
процентных пункта повышает Райффайзенбанк.
По словам одного из банкиров, "фактически
ставки по автокредитам повысили уже все
банки: те, кто этого не сделал, их просто не
выдает".
Автодилеры также говорят о сокращении
банками объемов профильного кредитования.
По словам опрошенных "Ъ"
представителей автодилерских компаний "Рольф",
Genser, Major, "Фаворит-Моторс", их основные
банки-партнеры (Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк)
уже увеличили ставку на 1,47-2% годовых. По
словам топ-менеджера одного из федеральных
автохолдингов, количество отказов на
кредитование увеличилось в сентябре на 70%.
"Первыми кризис почувствовали
региональные представительства, где объем
продаж снизился по итогам августа--сентября
почти на 50%",-- пояснил собеседник "Ъ".
Объемы автокредитования банкиры
сокращают вслед за снижением объемов
выдачи ипотечных кредитов (см. "Ъ" от 19
сентября). "Автокредиты -- второй по
срочности банковский продукт после ипотеки,
они выдаются на три-пять лет, у некоторых
банков есть программы на семь лет,--
поясняет руководитель блока "Розничный
бизнес" Альфа-банка Алексей Марей.-- Для
выдачи кредитов на длительный срок сейчас
достаточно сложно и дорого привлекать
финансирование: соответственно, растут
ставки". Рынок автокредитования долгое
время был высококонкурентным и
низкодоходным, августовский уровень ставок
10-14% сейчас удерживать невозможно, считает
Валерий Торхов.
По оценкам экспертов, из-за увеличения
стоимости кредитов объем автокредитования
сократится примерно вдвое. "В среднем по
России в кредит продается порядка 50% машин",--
подсчитал Эмиль Юсупов. По данным
аналитического агентства "Автостат", в
2007 году было продано 2,4 млн новых
автомобилей (российского и иностранного
производства), из которых 1,15 млн приходится
на продажи с использованием кредитных
средств. Суммарный объем рынка
автокредитования -- $16 млрд, средний размер
кредита -- $13,9 тыс. Соответственно, после
повышения ставок эта доля может снизиться
до 20-30% в целом по России.
Сокращение спроса на автокредиты
вследствие их удорожания снизит объемы
продаж, которые в последние месяцы
демонстрируют снижение темпов прироста.
"Если по итогам первого полугодия
прирост по иномаркам составил 47%, то по
итогам года -- в пределах 30-35%",-- считает
аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. По
мнению Алексея Марея, одновременно спрос
сместится в сторону более дешевых
автомобилей.
Чтобы не допустить падения продаж (у
различных компаний доля реализации машин в
кредит составляет от 30% до 50%), автодилеры и
автопроизводители готовы самостоятельно
кредитовать своих клиентов. На собственные
кредитные программы рассчитывают Ford и Renault.
Аналогичную программу готовится запустить
компания SOLLERS (собирает легковые модели Fiat и
SsangYong). "Сейчас место крупных банков могут
занять небольшие инвесткомпании, не
представленные ранее на российском рынке",--
поясняет совладелец ГК "Фаворит-Моторс"
Владимир Попов. По словам господина Попова,
его компания уже ведет переговоры с
несколькими инвесткомпаниями о
возможности предоставления автокредитов.
Первыми банковский рынок начал осваивать
крупнейший дилерский холдинг ГК "Рольф",
объявив о намерении приобрести банк "Капитал
Москва" (см. "Ъ" от 17 апреля).