Более 2 миллионов квадратных метров площадей для малого бизнеса предполагается ввести в столице в соответствии с городской целевой программой по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями на 2009-2011 годы, проект которой был рассмотрен на заседании столичного правительства.
В Москве сейчас работает более 220 тысяч
малых предприятий - юридических лиц, на
которых занято около 3 миллионов человек. Но
именно они оказались в самом стесненном
положении: на каждого работника приходится
чуть более пяти квадратов помещений (в
Европе этот показатель составляет 15 кв. м
площадей, в США - около 25 кв. м площадей), а
половина субъектов малого и среднего
бизнеса вовсе не обеспечена офисами или
недовольна ими и ищет замену.
Таким образом, дефицит площадей для
малого бизнеса составляет в Москве минимум
пять миллионов квадратных метров. По словам
руководителя департамента поддержки и
развития малого предпринимательства
Москвы Михаила Вышегородцева, у "малышей"
- серьезные проблемы с арендой помещений у
города на долгосрочный период, поэтому
нередко они вынуждены обращаться к более
крупным компаниям, которые сдают им
помещения без договора аренды и чаще всего
лишь на несколько месяцев.
Чтобы исправить ситуацию, столичные
власти решили в ближайшие три года
потратить на строительство помещений для
малого и среднего бизнеса около 70
миллиардов рублей. Эти деньги пойдут на
создание технопарков, многофункциональных
деловых центров, бизнес-инкубаторов и т.д. В
результате в городе появится около 180 тысяч
новых рабочих мест, а доля занятых в малом и
среднем бизнесе увеличится почти в полтора
раза.
Из городской казны на эти цели
планируется направить около 1,6 миллиарда
рублей, остальные средства предполагается
привлечь из внебюджетных источников, в том
числе из средств самих субъектов малого
предпринимательства. Насколько реальны
такие планы? Таким вопросом задался депутат
Мосгордумы Игорь Антонов. "Получается,
что основной источник финансирования
строительства помещений для малого бизнеса
- внебюджетный, - сказал он. - Но у нас сложная
финансовая ситуация в экономике страны.
Малый бизнес не в состоянии заморозить
такие ресурсы на три-пять лет, то есть
придется привлекать кредитные ресурсы.
Сумеем ли мы привлечь их в таких масштабах?"
- поинтересовался он.
"Полтора года назад мы запустили
программу фонда содействия кредитования
малого бизнеса, который выступает
поручителем за малые предприятия при
получении кредитных ресурсов, - ответил на
этот вопрос Вышегородцев. - Все банки
подтвердили желание продолжать
кредитовать, правда, теперь с увеличением
процентной ставки с 16 до 18 процентов. Но
есть и еще одна форма поддержки малого
бизнеса - компенсации процентной
банковской ставки правительством Москвы".
По словам Вышегородцева, программой
предусмотрены и другие меры поддержки
субъектов малого бизнеса. В частности,
разработка предпроектной и проектной
документации по помещениям будет вестись
за счет бюджета города. "Далее на основе
конкурса мы будем подбирать соинвесторов",
- добавил министр.
Выслушав докладчиков, мэр заявил, что
здания для малого бизнеса, построенные по
программе соинвестирования, должны в
дальнейшем предоставляться именно
предпринимателям. Если же кто-то из них в
дальнейшем откажется от своего бизнеса, он
обязан будет перепродать помещение только
представителям малого бизнеса или другим
соинвесторам. Кроме того, при строительстве
бизнес-парков, бизнес-инкубаторов по
программе соинвестирования стоит
приглашать сразу многих соинвесторов. "Одного
инвестора на объекте не будет, - заявил мэр. -
Инвестор, владелец пошлют нас подальше,
если им окажется невыгодно размещать на
объекте малый бизнес".
В свою очередь первый заместитель мэра
Юрий Росляк подчеркнул, что помещения будут
строиться с участием доли города.
Предприниматели получат лишь долю
соинвестирования, а не свидетельство на
собственность, чтобы в дальнейшем не
перепрофилировать площади под иные цели.
Резко Юрий Лужков высказался о постоянно
меняющихся в законодательстве требованиях
к оформлению различных хозяйственных
документов, разрешений, касающихся в том
числе реализации инвестиционных проектов,
что в конечном итоге тормозит развитие
страны. При реализации инвестпроектов он
запретил менять правила игры: "Категорически
запрещаю перерабатывать требования под
новые условия, если решение о реализации
проекта принималось до принятия нового
нормативного документа".