Главным условием существования и дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Москве является возможность иметь в собственности помещение или получить его в аренду у города на долгосрочный период по приемлемым арендным ставкам.
Немаловажно и то, в какой мере помещение
отвечает современным требованиям
основного вида деятельности малого
предприятия. В целях оказания реальной
помощи бизнесменам властями города была
принята пятилетняя целевая программа по
обеспечению малых предпринимателей
нежилыми помещениями, в ходе исполнения
которой в 2004 - 2007 годах введено в
эксплуатацию объектов общей площадью 2
миллиона 246,5 тысячи квадратных метров. В
этом году завершается срок действия первой
программы, и ей на смену придет другая,
трехлетняя, продолжающая принципиальную
линию поддержки и развития малого бизнеса.
Планом мероприятий на 2009 - 2011 годы
предполагается создание по принципу
соинвестирования нежилых помещений общей
площадью 2 миллиона 53 тысячи квадратных
метров, включая многофункциональные
деловые центры, технопарки, бизнес-инкубаторы,
производственно-технологические зоны для
размещения малого и среднего бизнеса в
реорганизуемых производственных
помещениях. Финансирование в объеме 71 млрд.
23,3 млн. рублей предусмотрено как из бюджета
города (1 млрд. 586 млн. рублей), так и
внебюджетных источников, в основном это
привлеченные инвестиции, в том числе
средства предпринимателей. Проект новой
программы был поддержан при обсуждении на
заседании комиссии Мосгордумы по
экономической политике и
предпринимательству, а затем на заседании
столичного правительства, и сейчас
завершается последняя корректировка
документа. О его цели и способах решения
поставленных задач рассказал председатель
комиссии по экономической политике и
предпринимательству Александр Ковалев:
- Городские целевые программы по
обеспечению субъектов малого
предпринимательства нежилыми помещениями -
один из основных инструментов всей
городской политики поддержки
предпринимателей. Программа на 2009 - 2011 годы
представляет собой определенный шаг вперед
по сравнению с документами по обеспечению
субъектов малого и среднего
предпринимательства нежилыми помещениями,
реализованными в Москве в предыдущие годы.
У нас уже накоплен немалый опыт работы в
этом направлении, и можно констатировать,
что в программе отражены позитивные
результаты и имеющиеся проблемы, а также
предложены действенные меры их преодоления.
Это практически одна из первых крупных
городских программ, направленная на
решение главной задачи в экономике Москвы -
сохранение тех темпов, которыми город
развивается (в том числе усилиями среднего
и малого бизнеса), особенно в отношении
инновационного процесса.
Объективной реальностью сегодня является
то, что малый и средний бизнес в принципе
далеки от инновационной деятельности. По
данным разработчиков программы, 50
процентов малых и средних предприятий по-прежнему
работают в сфере услуг, 17 процентов - в
строительстве и производстве, 20 процентов -
в риелторском бизнесе. Инновационной и
научно-исследовательской деятельностью
занимаются единичные предприятия. Очевидно,
что задача программы - обеспечить
максимальную поддержку малому и среднему
инновационному бизнесу - способствует
реальному росту количества и экономической
дееспособности этих предприятий путем
обеспечения их рабочими площадями. Для
этого предусмотрено: во-первых - создание
технопарков, новых многофункциональных
деловых центров, бизнес-инкубаторов,
производственно-технологических зон для
размещения малого и среднего
предпринимательства на выделяемых и
реорганизуемых территориях; во-вторых -
строительство новых нежилых помещений
районного значения, в том числе на первых
этажах жилых домов-новостроек, и в третьих -
предоставление новых нежилых помещений
субъектам малого и среднего
предпринимательства, создание которых
осуществляется в составе городских
программ и инвестиционных проектов,
реализуемых как за счет бюджета, так и с
привлечением внебюджетных средств.
На создание технопарков и бизнес-инкубаторов
в программе запланировано направить
порядка 30 процентов всех средств.
Представляется, что эту долю можно было бы
увеличить еще больше, ведь традиционный
малый и средний бизнес в городе и так
развивается неплохо, поэтому основные
усилия должны быть направлены на поддержку
именно инновационных предприятий.
Положительной оценки заслуживает то, что
в программу изначально заложена
координация строительства объектов для
малого и среднего предпринимательства с
разработкой всех прочих проектов
планировки производственных и
общественных территорий города. Авторы
программы правомерно дополнили перечень
задач программы мерами организационно-правового
обеспечения ее реализации. Намечено
совершенствование нормативно-правовой
базы города Москвы, устанавливающей
порядок осуществления имущественной
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства в соответствии с
Федеральным законом "О развитии малого и
среднего предпринимательства в России",
а также - регламентирующей порядок
осуществления строительства нежилых
объектов, предназначенных для размещения
субъектов малого и среднего
предпринимательства, порядок
финансирования строительства объектов,
условия привлечения инвесторов к
строительству в целях минимизации сроков
строительства, обеспечения надлежащих
эксплуатационных качеств объектов,
обеспечения приемлемых для малых и средних
предприятий условий предоставления
помещений в построенных объектах. Кроме
этого, предусмотрено создание
благоприятных правовых условий для
осуществления имущественной поддержки
субъектов малого и среднего
предпринимательства, занимающихся
инновационной деятельностью;
информационно-техническое обеспечение
мониторинга и актуализации программы. Не
вызывает возражения и основополагающий
экономический принцип программы -
совместного долевого строительства
нежилых помещений для малого и среднего
бизнеса. Совместное финансирование при
значительном опережении привлекаемых
частных средств по отношению к объему
бюджетных средств является правомерным и
уже испытанным подходом к строительству
таких объектов.
Но в то же время есть и ряд моментов,
которые нуждаются в уточнении. Так,
совместное строительство с участием
бюджетных средств является очевидной
льготой для заинтересованного в этом
малого и среднего бизнеса. Но далее
возникает ситуация, когда частично
московской, частично частной
собственностью пользуются именно частные
малые и средние предприятия. Ситуация,
когда городская собственность
используется частными арендаторами,
получившими ее по очень льготной арендной
ставке, для сдачи ее в субаренду, всем
известна. Ее нельзя допускать в дальнейшем.
Нужно законодательно прописать, как должна
использоваться предприятиями сферы малого
и среднего предпринимательства
недвижимость, принадлежащая Москве, и
каковы санкции за нарушения. Возможна и
такая ситуация: частный инвестор вложит
деньги в строительство инновационного
центра, а когда здание будет построено -
вместо инновационных фирм в него вселится
на законных основаниях, предположим,
торгово-оптовое предприятие. Это вполне
реально, поэтому нужно заблаговременно
предпринять усилия, чтобы не допустить
такой ситуации, причем с точки зрения
интересов Москвы.
Если же говорить в целом, то проект
городской программы обеспечения малого и
среднего предпринимательства нежилыми
помещениям, содержащий сильную
инновационную составляющую, производит
благоприятное впечатление.
Для поиска статьи используйте слова: порядок финансирования строительства объектов, малые архитектурные формы, проблемы продвижения инноваций, совместное долевое строительство, координация строительства объектов, мобильные конструкции, привлечения инвесторов к строительству, малый и средний инновационный бизнес, экономическая дееспособность предприятий, атмосфера доверия и взаимопомощи, высокопрочные материалы.