Страница: 1/3
Особые экономические зоны должны стать территориями новой экономики - точками роста, обеспечивающими реализацию задач стратегии инновационного развития России. К 2015 году планируется построить 16 ОЭЗ четырех типов, отвечающих мировым стандартам.
Помешает ли этим планам мировой
финансовый кризис? Об этом корреспондент
"РГ" беседует с руководителем
Федерального агентства по управлению
особыми экономическими зонами Андреем
Алпатовым.
Уже очень скоро стартуют работы по
созданию трех портовых ОЭЗ, победивших на
конкурсе в июне этого года. Какими будут
основные особенности и параметры этих
проектов?
Для запуска проектной части работ над
портовыми ОЭЗ наше агентство подготовило
проекты соответствующих постановлений
правительства России. Их подписание
прогнозируется в ближайшее время. Это и
станет началом создания в стране ОЭЗ
четвертого типа. Ранее, в 2006-2007 годах,
минэкономразвития провело конкурсы на
создание ОЭЗ технико-внедренческих, про
мышленно-произво дственных и туристско-рекреа
ционных зон. Во всех количество заявок от
регионов на порядок превышало число
победителей, и эта традиция, говорящая об
интересе бизнеса и региональных властей к
ОЭЗ, сохранилась. В июне этого года были
подведены итоги федерального конкурса на
право создания особых экономических зон
портового типа. Победителями конкурса
стали три заявки Хабаровского и
Красноярского краев, Ульяновской области.
На конкурс поступило 20 заявок от 16 регионов,
в том числе 9 - на создание зон аэропортового
типа. К участию были допущено 17 заявок.
Специалисты РосОЭЗ недавно побывали в
Советской Гавани (Хабаровский край) для
детализации проекта будущей зоны. Здесь на
восьмикилометровом участке берега залива
Советская Гавань от мыса Марии до мыса
Вячеслава на площади в 4,5 квадратных
километра и разместится ОЭЗ. Совгаванский
морской порт, один из победителей конкурса,
представил проект, который предусматривает
три основных направления развития. Это
формирование транспортно-логистического
узла, создание крупной судоремонтной и
судостроительной базы, развитие
прибрежного рыболовства и переработки
водных биоресурсов.
Основным резидентом ОЭЗ станет
горнорудная компания Aricom, являющаяся
владельцем порта. В планах компании -
строительство в Еврейской автономной
области крупного металлургического
комбината, который будет добывать с
близлежащих месторождений железную руду
для переработки. Часть железорудного
концентрата будет экспортироваться через
новый морской терминал мощностью 7
миллионов тонн. Второй причал будет
предназначен для международных
контейнерных перевозок.
Уже десять крупных компаний изъявили
желание стать резидентами свободной
портовой зоны. Грузооборот порта к 2025 году
должен возрасти до 25 миллионов тонн в год.
Сравним: в 2007 году этот показатель составил
470 тысяч тонн. Общий объем инвестиций на
создание портовой зоны оценивается в 80
миллиардов рублей, из которых 31 миллиард
рублей будет выделен из Федерального
бюджета на создание инфраструктуры ПОЭЗ.
Интересны планы в аэропортовой зоне в
Ульяновской области. Проект
предусматривает развитие международного
аэропорта Ульяновск-Восточный и сборочное
производство легких реактивных самолетов
Eclipse-500. Общий объем инвестиций на создание
инфраструктуры ПОЭЗ составляет 9,86
миллиарда рублей, из них 6,32 миллиарда
рублей - из федерального бюджета, 3,54
миллиарда рублей - средства бюджетов разных
уровней. Бюджетные поступления за первые 20
лет работы будущей ОЭЗ должны составить
более 100 миллиардов рублей. В ОЭЗ будет
создано около 5 тысяч рабочих мест.
Особые экономические зоны портового типа
создаются сроком на 49 лет. Резидентам
предоставляются таможенные льготы: с
товаров и оборудования, проходящих через
порт, не взимаются акцизы и пошлины, факт
пересечения грузом границы зоны является
основанием для возврата налога на
добавленную стоимость. Региональные власти
могут на пять лет снизить или даже вовсе
отменить налоги, которые относятся к
юрисдикции региона, с компаний, работающих
в портовой ОЭЗ.
Как изменилась ситуация в ОЭЗ различных
типов под воздействием экономического
кризиса?
На сегодняшний день резкого негативного
влияния мирового кризиса на создание и
развитие ОЭЗ пока не чувствуется. Работы по
созданию инфраструктуры ОЭЗ ведутся по
графику, в рамках утвержденного объема
финансирования. Идет активная работа, в
частности, открыты крупный инновационно-технологический
центр в Томске, современный конгресс-центр
в Дубне. Интерес со стороны бизнеса также
стабилен. Только за октябрь агентством было
зарегистрировано 30 новых резидентов.
Подчеркну, что ОЭЗ - это общий проект
государства и бизнеса, где обе стороны
заинтересованы в его эффективной
реализации. Государству выгодно вкладывать
средства в создание инфраструктуры и
формирование дружественной среды
администрирования. Это позволит получить
заложенный в концепцию ОЭЗ финансовый,
инновационный и интеллектуальный эффект.
Бизнесу же инвестировать в ОЭЗ интересно по
причинам государственного финансирования
инфраструктуры ОЭЗ, технологии "одного
окна", налоговых и таможенных льгот. И
кризис не изменил эти ключевые принципы
совместной работы.
Какие наиболее заметные игроки пополнили
ряды резидентов ОЭЗ в последнее время?
Можно ли прогнозировать их дальнейший
приток?
Уже зарегистрирован 141 резидент, из них 112 -
в технико-внедренческих зонах, 21 - в
промышленно-производственных и 8 - в
туристско-рекреационных. Можно назвать
компанию "Северстальавто-ИСУЗУ",
наладившую производство грузовиков ИСУЗУ,
ООО "Соллерс-Елабуга" (производство
микроавтобусов ФИАТ-ДУКАТ). В зоне "Алабуга"
ООО "П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно"
выпускает стекловолокна и продукцию на его
основе.
Заметными игроками в технико-внедренческих
ОЭЗ являются ООО "Люксофт - Дубна" (услуги
по аутсорсингу разработок приложений,
перепроектированию и миграции
существующих приложений "Боинга"), ЗАО
"Транзас" (комп лексные инновационные
программно-технические решения в сфере
управления транспортными системами), ООО
"Научно-исследовательская организация
Сибур-Томскнефтехим" (ООО "НИОСТ") (разработка
и изготовление опытных партий продуктов
нефтехимии, производств пластических масс,
синтетических каучуков, материалов и
изделий из них) и ООО "Системные решения
ЦИСКО" (разработка IT-технологий и
продуктов). Среди резидентов есть уже много
компаний, созданных с участием
иностранного капитала, в том числе ООО "Роквул-Волга"(Дания),
ЗАО "Северстальавто-ИСУЗУ" (Япония),
ООО "Бекарт Липецк"(Бельгия).
К 2011 году по всем типам ОЭЗ планируется
привлечь не менее 320 резидентов. Поясню наш
подход. Один из главных принципов работы
ОЭЗ - полная экономическая окупаемость.
Вложения государства должны полностью
вернуться в бюджет. Поэтому по каждой зоне
мы определяем минимальное количество
резидентов и объем частных инвестиций. У
нас четкие долгосрочные ориентиры. Главные
из них - число резидентов в 2025 году превысит
1000, объем частных инвестиций достигнет 510
миллиардов рублей, налоговые поступления
должны будут составить 1,2 триллиона рублей.
Расходы государства на инфраструктуру - 250
миллиардов рублей. Все это позволит создать
более 140 тысяч новых рабочих мест.
Какими будут корректировки требований к
резидентам ОЭЗ в нынешней ситуации?
Сейчас сформирована нормативно-правовая
база, отработаны технологии создания и
развития ОЭЗ, поэтому нет никаких
предпосылок для кардинального пересмотра
процедуры получения статуса резидентов.
Однако я допускаю, что в свете финансового
кризиса рассмотрение агентством бизнес-планов
потенциальных резидентов будет более
тщательным. Особое внимание будем уделять
инвестиционным возможностям компаний:
соотношению собственных и заемных средств.
Икра красная - продукт питательный и благодатный для здоровья. Натуральный продукт от производителя.