Страница: 1/2
Львиная доля работающих в России мувинговых структур - "серые" перевозчики. Кризис вряд ли ускорит "обеление" этого рынка.
Переезд с одной квартиры на другую
сравнивают либо с пожаром, либо с ремонтом.
Считается, что человеку придется потратить
несколько дней на поиск упаковочной тары
для вещей и на сам процесс упаковки и
распаковки. За последние 10 лет на рынке
появилась масса так называемых мувинговых
компаний (от английского to move - двигать,
перемещать), предоставляющих
профессиональные услуги по переезду. Они не
просто перемещают мебель с одного места на
другое, а помогают заказчику переселиться с
минимальными затратами времени и энергии.
Мувинговые услуги привезли в страну
специализированные иностранные фирмы,
которые обслуживали экспатов, обеспечивая
им переезд и таможенное оформление.
Первыми на российский рынок пришли
транснациональные муверы - Crown Relocations, IWM, IMS,
Voerman, Vinlund, открывшие здесь свои
представительства. Первоначально даже в
качестве грузчиков там работали иностранцы.
Со временем оказалось, что наши
соотечественники тоже готовы пользоваться
этим сервисом, и на рубеже веков начали
появляться местные игроки. В зависимости от
потребностей клиента мувинговые фирмы
предоставляют упаковочные материалы,
работников, которые соберут вещи, а затем
расставят их по местам. Сохранность
имущества гарантируют договор и страховка.
Цены на такие услуги намного выше, чем у
частных перевозчиков. Поэтому даже в Москве
работает лишь 20 - 30 профессиональных
муверов, в других городах- миллионниках
подобных компаний единицы.
Поворот сознания
По данным "Экспресс- Обзора", самым
заметным игроком в прошлом году стала
компания "Деликатный переезд" (ДП),
которая открыла пять филиалов в российских
городах.
"Деликатный переезд" был основан в
2000 году предпринимателем Аркадием
Усачевым. В 1990-е годы он работал в мебельном
бизнесе и обратил внимание на то, что
клиенты часто просят перевезти вещи на
другую квартиру, но не знают, к кому
обратиться. Усачев снял небольшой офис,
разместил объявления в газетах, в качестве
грузчиков пригласил своих бывших коллег -
сборщиков мебели (такой персонал в "Деликатном
переезде" называют работниками
производственного отдела). Первоначальные
вложения в новое предприятие были
минимальными: расходы на аренду, зарплату
двух сотрудников, упаковочные материалы,
форменную одежду, рекламу. Поначалу машины
арендовали в транспортных компаниях. "Основная
идея была - создать профессиональный бизнес
и предоставлять комплексные услуги по
переезду, а не просто по перевозке вещей с
одного места на другое", - поясняет
Аркадий Усачев, гендиректор "Деликатного
переезда". Ценовая политика
принципиально отличалась от той, которая
существовала на рынке. С потребителей брали
фиксированную сумму за весь комплекс работ,
а не почасовую оплату.
Мувинговый сервис быстро стал
пользоваться популярностью, но сами
клиенты не всегда понимали, как надо
реагировать на симпатичных вежливых
грузчиков. "Однажды, когда мы пытались
договориться с заказчицей об упаковке ее
любимых цветов, она недоверчиво сказала:
"Для грузчика вы слишком много вопросов
задаете", - вспоминает владелец "Евротранссервиса"
Владимир Захарченко, который начинал в 1999
году в другой компании грузчиком.
Большинство потенциальных клиентов,
позвонивших в 2000 году в "Деликатный
переезд", отказывались от услуг, узнав
расценки. "Приходилось убеждать человека,
что он экономит время на поиски упаковки и
грузчиков", - рассказывает Татьяна Громак,
директор по маркетингу ДП. Теперь, когда
фирма открыла филиалы в других городах,
ситуация повторяется почти в точности. "Сначала
отказываются 80% позвонивших, через год - 60%,
через три года - 25%", - продолжает Татьяна
Громак.
Собственные машины "Деликатный переезд"
приобрел только в 2003 году. Сейчас у компании
13 автомобилей, включая грузовики и
микроавтобусы для перевозки инструмента,
упаковки и персонала. Транспорт в основном
импортный, поскольку с "газелями"
больше рисков. Владимир Захарченко тоже
заменил два года назад отечественную
технику на зарубежную. "Покупаем "мерседесы",
это более надежные машины, и в связи с этим
переименовали компанию из "Транспортных
перевозок" в "Евротранссервис", -
говорит он. Если у ДП и "Евротранссервиса"
автопарк в собственности, то "Profi-Переезд"
арендует автофургоны у частников, которые
по нескольку часов в день работают на
компанию, а в остальное время - на себя. Но и
"Profi-Переезд" намерен купить в 2009 году 2
- 3 авто. "Выгоднее иметь машины в
собственности. В этом случае вы сами
отвечаете за их подачу клиенту, бережнее к
ним относитесь, вовремя ремонтируете и
эксплуатируете активнее. Арендованный
транспорт может сломаться в самый
неподходящий момент, не приехать вовремя
или отказаться работать сверхурочно", -
полагает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт
ИК "Финам Менеджмент".
Владимир Захарченко оценивает
рентабельность мувинга на уровне 25 - 30%,
Аркадий Усачев и старший менеджер "Profi-Переезда"
Евгений Михалин - в 45%. По мнению Усачева,
сегодня порог входа на этот рынок
составляет 3 - 5 млн руб. Владимир Захарченко
называет цифру в $100 000 - 150 000. "Сейчас
невозможно открыть бизнес, не имея
собственного автотранспорта либо штата
логистов и региональной сети", - считает
Захарченко.
Засилье серости
Всех участников рынка мувинга можно
разделить на две группы. В верхнем ценовом
сегменте работают зарубежные и
отечественные фирмы, предоставляющие
значительный спектр услуг по письменному
договору: упаковку и распаковку мебели,
сейфов, музыкальных инструментов, посуды,
одежды, погрузку-разгрузку, перевозку в
фургоне с гарантией от повреждений. Клиент
может застраховать свой груз или хранить
его несколько дней на складе компании. В
сервис "иностранцев" входят также
мелкий ремонт, наладка бытовой техники,
таможенное сопровождение, если заказчик
переезжает в другую страну.
Минимальная стоимость услуги в "Деликатном
переезде" составляет 5650 руб. (перевозка и
упаковка-распаковка дивана, кресла и
нескольких коробов с вещами), в "Евротранссервисе"
- 4500 руб., в "Profi-Переезде" - 3800 руб. (без
учета упаковочной тары). В Москве ДП
выполняет по 15 - 20 переездов в день, "Евротранссервис"
- 3 - 4 в будни и до 20 в выходные, "Profi-Переезд"
- 10 - 15 переездов ежедневно. Своими
конкурентами Аркадий Усачев считает
профессиональные компании: "Курьер.ру",
"Европереезд", Vinlund, IWM. Оборот таких
структур, по оценкам ИК "Финам",
составляет 120 - 150 млн руб. В более низком
сегменте представлено множество
индивидуальных предпринимателей, а также
"серые" (незарегистрированные)
перевозчики. По сути эти компании "состоят"
из владельца "газели", который
нанимает родственников в качестве
грузчиков. Услуги "серых" нельзя
отнести к классическому мувингу, поскольку
договор заключается в устной форме и нет
гарантий качества. Цена перевозки
варьируется от 1000 до 3000 рублей в
зависимости от расстояния, а за услуги
грузчиков придется заплатить 200 руб. в час.
По данным "Экспресс -Обзора", в 2007
году 90% работающих в России мувинговых фирм
составляли именно "серые" перевозчики.
Ранее предполагалось, что в
2009 году "серая" доля сократится до 81%.
"Из-за кризиса и слабого регулирования
рынка государством и самими официальными
мувинговыми компаниями процесс "обеления"
бизнеса может растянуться на 10 лет", -
считает Дмитрий Баранов. По оценкам "Деликатного
переезда", в Москве только 3% переездов в
новые квартиры выполняют профессионалы.
Особенности национального мувинга
Российский рынок мувинга имеет свои
особенности. В частности, в нашей стране
преобладают офисные переезды, а не
квартирные и дачные. По оценке "Экспресс-
Обзора", в Москве на долю офисных
перемещений приходится 94% рынка, в Санкт -Петербурге
- 77% в денежном выражении. Поэтому
практически все муверы работают и с
корпоративными, и с частными клиентами.
Квартирные переезды составляют у ДП 50% в
количественном выражении. У "Евротранссервиса"
- 50% квартирных, 25% - дачных, 25% - офисных в
количественном выражении. Основной бизнес
"Profi-Переезда" - крупнотоннажные
перевозки сыпучих материалов, поэтому на
долю мини-перевозок приходится 15% в
денежном выражении.
Успех любой мувинговой фирмы очень сильно
зависит от рекламной активности ее
владельца. Наиболее эффективной считается
реклама в Интернете и в специализированных
печатных СМИ. Газетные объявления на все
лады расхваливают услуги муверов: от
традиционного "перевозим пианино, сейфы,
компьютеры" до неполиткорректного "грузчики-славяне".
"Клиент хочет, чтобы было дешево, чтобы
приехали трезвые и русские грузчики", -
разоткровенничался один из руководителей
транспортной компании. Каждый мувер имеет
сайт. Примерно 65% клиентов "Деликатного
переезда" узнают о компании именно из
Сети. А, например, "Евротранссервис"
создал несколько сайтов с упором на разные
ключевые слова, и 80% заказчиков приходят в
компанию через Интернет. Захарченко тратит
на рекламу около 6% оборота. Дмитрий Баранов
считает, что если ориентироваться только на
Паутину, то затраты на рекламу можно
ограничить 1 - 3% от оборота.