Страница: 1/2
Падение продаж легковых автомобилей, наблюдаемое с конца прошлого года, заставляет автодилеров кардинально снижать издержки. Одни объявляют о сокращении штата отделов продаж и зарплат сотрудников, другие уже закрывают наименее рентабельные точки сбыта.
Из-за падения
спроса на новые авто и отсутствия
возможности рефинансировать кредиторскую
задолженность, которая на конец прошлого
года составила $580 млн, "Инком-Авто"
вынуждена была начать масштабную
оптимизацию расходов. Вернее, вначале ее
основной владелец Дмитрий Козловский
планировал продать до 75% автохолдинга и
погасить долги по кредитам, но, как
признался в конце декабря сам бизнесмен,
переговоры зашли в тупик и сделка так и не
состоялась. Дилер уже допустил два дефолта
по облигациям, а 13 февраля ему предстоит
пройти еще одну оферту по выпуску на 1,4 млрд
рублей. Эксперты сомневаются, что компании
удастся найти указанную сумму, поэтому с
конца прошлого года "Инком-Авто"
активно сокращает точки своего присутствия
в Москве. К началу прошлой недели у компании
в столице из 13 остался лишь 1 автосалон. А
общее количество салонов "Инком-Авто"
в России и на Украине сократилось с 48 до 16. В
результате дилерские соглашения с
холдингом на 2009 год не продлили его
крупнейшие поставщики - "АвтоВАЗ", ГАЗ,
УАЗ, Daewoo, Hyundai, Renault, FIAT, SsangYong, Peugeot,
Volvo, Chery, Kia и Honda. Уже в самое ближайшее время
судьбу "Инком-Авто"
могут повторить еще несколько крупных
дилеров, у которых есть значительная
долговая нагрузка, отмечают эксперты и
участники рынка.
Схема не работает
Принцип работы дилеров в докризисное
время сводился к закупке автомобилей на
средства, привлеченные в банках, далее - к
заблаговременному расчету с поставщиками,
получению от них продукции, продаже ее
покупателям и лишь затем - к расчету с
кредиторами. "Первым и основным ударом
для дилеров стало затруднение доступа к
заемным ресурсам, вследствие чего они
фактически потеряли первичную
составляющую функционирования бизнеса",
- рассказывает ведущий аналитик ИК "Файненшл
Бридж" Екатерина Лощакова. В связи с
высокой заинтересованностью
автопроизводителей в бесперебойной работе
дилерских сетей были приняты
оптимизационные меры. Так, например, "АвтоВАЗ"
разрешил своим партнерам осуществлять
оплату лишь по факту поставки машин.
Падение продаж автомобилей - следующая,
вытекающая из первой и не менее опасная
проблема, грозящая дилерам снижением
оборотов и прибылей, а в наихудшем случае -
волной банкротств. "В совокупности
отсутствие адекватной системы
кредитования и падение спроса на целевую
продукцию делают бизнес дилеров намного
менее рентабельным, если не убыточным", -
отмечает Лощакова. Таким образом, для
выхода из сложившейся ситуации компании
вынуждены прибегать к оптимизации
деятельности, основным моментом которой
является сокращение затрат. Под таковым в
первую очередь понимается увольнение "лишних"
сотрудников и снижение уровней зарплат.
Убыточные офисы продаж, вероятно, будут
закрыты, а открытие новых перенесено на
неопределенные сроки, полагает эксперт. "Предстоит
сокращение зарплат, точнее, их постоянной
части, чтобы за счет переменной
составляющей стимулировать работников
больше продавать машин, - подтверждает
ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"
Дмитрий Баранов. - Новые автосалоны вряд ли
будут открываться, за исключением случаев,
когда их готовность близка к 100%. В особо
тяжелых случаях может пойти речь о закрытии
работающих салонов, показывающих низкие
результаты продаж". "Уже сейчас
серьезно снижены размеры премий
сотрудникам, которые составляли до 50%
доходов продавцов, - добавляет руководитель
аналитического управления ИФК "Алемар"
Василий Конузин. - Крупные компании
рассматривают варианты централизации
бизнеса и сворачивания программ
региональной экспансии, что в итоге может
привести к концентрации игроков в 4 - 5
точках (городах) в европейской части РФ".
Эксперт также не исключает, что
монобрендовые дилеры сосредоточатся
исключительно на столицах, закрыв все
региональные представительства.
Уполовинить
Финансовый кризис одновременно ударил
как по производителям, так и по дилерским
сетям. "В конце года практически по всем
маркам произошло снижение уровня продаж, -
говорит финансовый директор ГК "Автоспеццентр"
(официальный дилер Audi, Infiniti, Nissan, Skoda) Олег
Мосеев. - Рынок автокредитования
фактически замер - в ноябре в наших салонах
продавалось в кредит в зависимости от марки
только 5 - 10% машин. Исчезли очереди, понятие
дефицитной модели перестало существовать.
В наличии у дилеров и Nissan Qashqai или Honda Civic,
период ожидания которых ранее достигал
года, и новинки сезона Audi Q5 и новый Infiniti FX,
которые при прежнем раскладе тоже попали бы
в категорию дефицитных. Практически все
марки, даже люксовые продаются с серьезными
скидками".
Первыми под удар попали дилеры, набравшие
кредитов под расширение своей сети, в том
числе в регионах. По данным источника "Ко",
в ГК "Рольф" (в Санкт- Петербурге) может
быть сокращено до 50% сотрудников отдела
продаж. Тем же счастливчикам, кто не попадет
под сокращение, придется столкнуться со
снижением зарплат. "Если до кризиса
средняя зарплата менеджера по продажам
автомобилей в Москве была около 50 тысяч
рублей, то сейчас она упала примерно на 20%, -
отмечает руководитель отдела маркетинга
компании "АвтоРусь" Александр
Майданюк. - Причем если раньше менеджеры
легко находили себе работу, то сейчас
профессия продавец автомобилей, пожалуй,
попадает в топ рейтинга кризисных
специальностей". При дальнейшем спаде
продаж в худшей ситуации окажутся
региональные представители, которые и
ранее не могли конкурировать со столичными
дилерами в плане реализации количества
машин.
"Многое зависит от конкретного дилера -
его финансового состояния. История с "Инком-Авто"
является ярким примером того, что крупные
дилеры, стремившиеся к экспансии, могут
столкнуться с серьезными проблемами с
рефинансированием долгов", - говорит
Василий Конузин. Кроме того, крупным
игрокам потребуется больше времени на
корректировку и адаптацию своих стратегий
и бизнес- моделей сообразно текущей
рыночной конъюнктуре. Средние игроки в
данном случае более мобильны, не говоря уже
о том, что существовавшие ограничения по
привлечению кредитных ресурсов заставляли
их частично использовать собственные
средства, что в нынешней ситуации играет в
пользу снижения процентных рисков.
Что-нибудь подешевле
"Прежде всего от кризиса пострадают
мелкие фирмы - в силу своей низкой
финансовой устойчивости. Если брать в
рассмотрение компании по сегментам
предлагаемой продукции, то под более
сильный удар попадут дилеры, работающие с
автомобилями премиум- класса, так как
падение спроса на данный вид продукции
ощущается на рынке в первую очередь", -
считает Екатерина Лощакова. С ней не
согласен Дмитрий Баранов: "Крупные
компании, если у них нет большой долговой
нагрузки, и дилеры премиумных марок
пострадают меньше. Это объясняется тем, что
у крупных компаний больше устойчивости, а
сегмент премиумных авто подвержен кризису
гораздо слабее". "Первыми пострадают
бренды, находящиеся в низшей и
среднеценовой категориях, поскольку именно
их покупатели в большей степени
чувствительны к изменению экономической
ситуации, - утверждает Олег Мосеев. - Кроме
того, именно на эти сегменты приходится
максимум продаж автомобилей в кредит (еще
несколько месяцев назад доля машин,
купленных с помощью заемных средств,
доходила до 30 - 40 и даже до 50%)". Некоторые
эксперты соглашаются с этим мнением. "Больше
всего пострадали те бренды, у которых доля
продаж в кредит была 50% или выше, и отчасти
те, кто раньше "выезжал" на больших
корпоративных продажах, - уверен
независимый автомобильный эксперт
Константин Прохорцев. - Еще ряд более
дорогих машин (бизнес- класса и премиум -сегмента)
показывают рост продаж существенно ниже
рынка. Но у них, на мой взгляд, влияние
кризиса пока не так велико - оно скажется
позднее. Скорее наблюдается насыщение
рынка этими моделями и переключение
внимания покупателей на другие бренды, что
проявилось еще в самом начале 2008 года".
Как считает Прохорцев, основные причины
нынешнего спада продаж - резкое снижение
кредитования, сокращение доходов
покупателей и их переориентация на менее
затратные, но более актуальные предметы
потребления. По его мнению, проблемой,
которую мы воочию увидим в первой половине
2009 года, станет отсутствие финансирования и
кредитования у самих автодилеров, что
скажется прежде всего на объемах продаж.
Есть и еще один немаловажный момент:
производители сейчас реализуют машины
через свою сеть с минимальной маржой для
дилеров, стараясь максимально притормозить
спад продаж, но у дилерских компаний
подобный ход отнюдь не вызывает энтузиазма.